Летом МУП «Городские маршруты» объявило электронные аукционы на приобретение 42 автобусов. По одному из них решили купить 22, по другому – 20. На эти цели выделили, соответственно, 104 миллиона 302 тысячи и 94 миллиона 820 тысяч рублей. Приём заявок на участие в торгах завершился в начале августа.
Два месяца спустя автобусы (каждый – вместимостью 52 человека) прибыли в столицу Бурятии. Сначала фото с ними появилось в местных соцсетях, а после об этом сообщили и СМИ. Как передавала телекомпания «Тивиком», новый пассажирский транспорт приехал в Улан-Удэ своим ходом из Нижегородской области, где находится изготовитель – Павловский автозавод.
На минувшей неделе в центре города, на площади Советов, состоялась презентация автобусов с цитатами президента страны Владимира Путина. В мероприятии приняли участие глава республики Алексей Цыденов и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков. Первый напомнил, что автобусы приобрели в рамках проекта «Народный бюджет» и на средства Дальневосточной субсидии. Обновление городского автопарка, по словам Цыденова, продолжается. Сейчас республика готовит новые заявки для приобретения общественного транспорта.
«Можно было купить ещё восемь»
Новенькие муниципальные автобусы тем временем раскритиковали в Общероссийском народном фронте. Председатель регионального штаба ОНФ Максим Киреенко сообщил в соцсетях, что заинтересовался этой историей ещё в начале сентября – сразу после того, как стало известно о закупке. И напомнил, что общая стоимость контрактов составила 199 миллионов 122 тысячи рублей. Таким образом, каждый ПАЗик обошёлся в 4 миллиона 741 тысячу.
- Согласно требованиям, они должны быть обеспечены возможностью перевозки инвалидов в кресле-коляске, механической коробкой передач и дизельным двигателемв 4433 см³. Год выпуска автомобиля – не позднее 2020-го, – отмечает Максим Киреенко. – Я провёл анализ реестра контракта и нашёл закупки точно таких же автобусов в других регионах. Аналогичные 7 июля приобрели в Нижегородской области за 3 миллиона 550 тысяч рублей, 9 июня – в Амурской области за 4 миллиона, 9 апреля – в Карелии за 3 миллион 902 тысячи и 25 февраля в Тюменской области – по 3 842 500.
Таким образом, средняя цена из реестра контрактов составила 3 миллиона 823 тысячи 625 рублей за автобус.
- Учитывая, что рынок автомобилей не настолько закрыт как рынок медицинского оборудования, дополнительно запросил коммерческие предложения у дилеров завода ПАЗ. Пришлось сделать запрос от себя, поскольку дилеры вряд ли бы ответили на запрос на бланке ОНФ. Даже на мой запрос отреагировали не все – видимо, что-то заподозрили, – пояснил «фронтовик». – Но и от ООО «ЛИГА АВТО», которое тоже является дилером ПАЗ, поступило коммерческое предложение, согласно которому стоимость одного автобуса составляет 4 миллиона 460 тысяч. А при изучении аналогичной закупки этого предприятия с Иркутской областью установлено, что по контракту от 10 августа такой же, но без кондиционера, продали за 4 миллиона 373 тысячи 833 рубля.
В итоге средняя цена по запросу коммерческих предложений, не считая предложения ООО «ЛИГА АВТО», составляет 4 миллиона 36 тысяч рублей.
- И это при том, что по сложившейся практике за начальную максимальную цену контракта зачастую берут минимальную из предложенных цен, – продолжает Максим Киреенко. – Усреднив цену из реестра контрактов и коммерческих предложений, получаем, что справедливая цена за один автобус – около 4 миллионов рублей, что в переводе на 42 означает переплату более чем в 31 миллион. На эту сумму можно было купить ещё почти восемь автобусов.
Общественник подчеркнул, что мэрия оправдывает увеличение стоимости автобусов необходимостью установки дополнительного оборудования – к примеру, кондиционера за 450 тысяч.
- Но один из дилеров в своём ответе указал, что это обойдётся в 210 тысяч рублей, что, на мой взгляд тоже дорого, но всё-таки дешевле, чем нам говорят. Возможно, и на другие дополнительные опции в реальности цена значительно ниже, – считает активист ОНФ.
В начале октября он направил всю эту информацию в антимонопольную службу, прокуратура и Счётную палату Бурятии. Сейчас УФАС проверяет, имело ли место нарушение закона о защите конкуренции.
- Управление дополнительно переслало наше обращение в комитет по финансам администрации Улан-Удэ для проверки правильности определения начальной максимальной цены контракта. Комитет провёл её в период с 9 по 14 октября и результаты уже наверняка есть, но отвечать нам не спешат, – добавил Максим Киреенко. – Установленный законом срок для ответа ещё не истёк, поэтому пока ждём.
«Куда деваются народные деньги?»
Ранее известный журналист из Бурятии Евгения Балтатарова обратила внимание на то, что в истории с покупкой нового транспорта что-то не сходится.
- Итак, купят 22 автобуса за 104 миллиона. Делим и получаем 4,7 миллиона за одну единицу. Тем временем, на официальном сайте компании по продаже этих автобусов указана другая цена – 3,8 миллиона рублей, – написала она в своём telegram-канале. – Ещё немного математики – 4,7 млн минус 3,8 млн – получаем 0,9 миллиона рублей в виде «остатка» с каждого автобуса. Умножаем на 22, получаем 19,8 миллиона рублей. Вопрос – куда деваются лишние народные деньги?
Евгения Балтатарова выразила надежду, что власти ответ на этот вопрос дадут. Ситуацию и в самом деле прокомментировали в администрации Улан-Удэ. Там заявили, что 3,8 миллиона стоит базовая комплектация, «которая не подойдёт для перевозки пассажиров».
- Дело в том, что к транспортным средствам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, предъявляются такие обязательные требования, как оснащение системой видеонаблюдения – согласно законодательству о транспортной безопасности, оснащение системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и тахографом, – рассказали в мэрии.
Сюда предлагают прибавить кондиционеры (450 тысяч рублей), три информационно-адаптивных указателя (ещё 130 тысяч), светодиодные табло для бегущей строки (23 тысячи), автоинформаторы (43 тысячи), оснащение ГЛОНАСС (67 тысяч), тахографы (65 тысяч), аппликации (35 тысяч), датчик уровня топлива (18 тысяч), звуковой зуммер сигнализации движения задним ходом (9 тысяч), тонированное остекление салона (25 тысяч), автоматическую систему обнаружения возгорания, оповещения и управления средствами пожаротушения (35 тысяч), систему видеонаблюдения (120 тысяч), usb-розетки (7 тысяч). Итого – 4 миллиона 827 тысяч рублей за каждое транспортное средство. И всё – ради нашего же блага.
- Город закупает 22 автобуса за 104,3 миллиона рублей – то есть 4 миллиона 741 тысяча – цена со скидкой за одну единицу у ООО «Лига Авто» из Иркутска, официального дилера ООО «Русские автобусы-Группа ГАЗ». Они победили в электронном аукционе, – пояснили в городской администрации. – Все вновь приобретаемые транспортные средства должны быть максимально комфортными для пассажиров, безопасными в обслуживании и отвечающими всем новым законодательным требованиям к регулярным перевозкам.