Землетрясение, произошедшее в районе Байкала 22 сентября, напомнило нам о сейсмической опасности территории, на которой мы живём. Земля, уходящая из-под ног, порядком напугала жителей республики, но гораздо больший стресс испытали наши соседи в Иркутской области.
Несмотря на магнитуду в 5,9, в посёлке Култук ощущались толчки в 8 баллов. В некоторых домах не только попадали предметы, но и появились трещины в стенах. Эпицентр землетрясения располагался в 24 километрах к северо-западу от города Слюдянки и в 84 километрах к юго-западу от Иркутска. Очаг залегал на глубине двух километров.
Научный сотрудник лаборатории методов сейсмопрогноза Геологического института СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук Лариса Цыдыпова рассказала, почему при землетрясении опаснее его большая интенсивность, а не магнитуда, и насколько вероятно повторение сильнейшего в нашей истории Цаганского землетрясения. А еще объяснила, что общего между закрученной пружиной и деформацией глубинных пород земли и чем чревата последняя
Могут быть разрушительны
Именно интенсивность (балльность) землетрясения может стать показателем его разрушительности в населённых пунктах, говорит Лариса Цыдыпова. Поэтому она важнее мощности землетрясения, его энергетического класса или магнитуды.
- Например, если толчки произошли где-то на глубине, то на поверхности они могут практически не ощущаться или быть слабыми. И наоборот, когда очаг землетрясения находится где-то при поверхности земли и толчки гораздо меньшей магнитуды, на поверхности они могут ощущаться сильнее и последствия их могут быть разрушительными, – подчеркивает Лариса Цыдыпова.
Геологический институт СО РАН, Байкальский и Бурятский филиалы ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Единая геофизическая служба РАН» отслеживают все землетрясения, происходящие на территории нашего региона. Бурятский филиал также принимает сообщения от населения об ощутимости землетрясений. Так составляется картина об интенсивности подземных толчков на той или иной территории республики.
Дают «разрядку»
По словам сотрудника института, землетрясения отражают процесс постоянного геологического преобразования нашей планеты.
- Геологические и тектонические силы, создающие горы, рифтовые долины и океанические хребты, являются теми же самыми силами, что становятся причиной сильнейших землетрясений. Все землетрясения по способу образования можно разделить на тектонические, вулканические, обвальные и взрывные, то есть искусственные. Тектонические распространены больше остальных и возникают, когда происходит разрыв в породах. Причиной при этом становится упругая отдача. Подобно часовой пружине, которую закручивают всё туже и туже, глубинные породы земной коры могут упруго деформироваться. И чем больше эта деформация, тем больше энергии накапливается в породах. И когда пружина лопается, происходит резкое высвобождение упругой деформации, частично в виде тепла и частично в виде упругих волн. Эти волны и представляют собой землетрясения, – поясняет учёный.
Постоянные и небольшие по интенсивности землетрясения дают своего рода разрядку этому напряжению, что означает, что более сильных землетрясений, скорее всего, будет меньше.
«Возможны катастрофические землетрясения»
Стоит ли облегчённо вздыхать после каждых незначительных толчков или вероятность повторения самого мощного в истории Бурятии Цаганского землетрясения всё же существует? В каких районах республики может тряхнуть больше остальных?
- Бурятия – сейсмический район, в котором были ранее и возможны в будущем землетрясения интенсивностью больше 7 баллов, – говорит Лариса Цыдыпова. – По карте общего сейсмического районирования (ОСР) вся наша республика находится на территории, где проходит зона от 7 до 9 баллов, то есть землетрясения такой силы с вероятностью до 10% могут здесь произойти. На границе с Монголией, около Кяхты, – это 7 баллов. Практически вся республика, включая Улан-Удэ, – 8 баллов. И вблизи Байкала могут превышать 9 баллов. За весь период инструментальных и исторических сейсмологических наблюдений на Байкале особое место занимает Цаганское землетрясение, которое произошло в дельте реки Селенги 12 января 1862 года. Его магнитуда составила 7,5, а интенсивность в эпицентре – 10 баллов. Последствия этого землетрясения были катастрофическими, а следующие за ним афтершоки не затухали последующие 16 месяцев. Именно это событие послужило толчком к переходу от единичных и разрозненных наблюдений и описаний местных землетрясений к систематическому изучению сейсмичности на территории Восточной Сибири.
В результате Цаганского землетрясения под воду ушла территория примерно в 230 квадратных километров и образовался новый залив Провал. Через образовавшиеся трещины во льду Байкала затопило Цаганскую степь с пятью населенными улусами. Вода уничтожила 310 домов и 357 юрт. Тогда погибло более 17 тысяч голов скота и сельхозугодья.
- Сами люди спаслись, так как вода прибывала постепенно. По отдельным источникам, во время того землетрясения погибли три кударинских жителя, а ещё 1 300 человек остались без крова, имущества и скота, – приводит исторические данные Лариса Цыдыпова. – Всё это говорит о том, что на Байкале возможны катастрофические землетрясения интенсивностью выше девяти баллов. Но периодичность их, согласно картам ОСР, составляет 500 лет.
Новый океан
По данным Новосибирского Института геологии и минералогии СО РАН, в течение нескольких десятков миллионов лет до начала второй половины неогена Байкальский рифт развивался достаточно спокойно. Вокруг были невысокие горы, впадины опускались довольно медленно. Примерно 5 - 7 миллионов лет назад скорость тектонических движений резко увеличилась, и горы начали быстро расти вверх, стали образовываться хребты, а впадины – с большой скоростью опускаться.
- По данным наших новосибирских коллег, горы вокруг Байкала продолжают расти в среднем на 5-6 мм в год и примерно на 3-4 мм в год углубляются днища впадин, – отмечает Лариса Цыдыпова. – Если геодинамическая обстановка не изменится, то понадобится как минимум два десятка миллионов лет, чтобы самый большой континент разделился на две части, а на месте Байкала появился новый океан.
Землетрясения характеризуются как:
- слабые (1 - 4 балла),
- сильные (5 - 7 баллов),
- разрушительные (8 и более баллов).
По сведениям Геофизической службы РАН, с 2001 по 2012 год в центральной части Байкала зафиксировали более 19 тысяч землетрясений, в основном слабых. Землетрясения достаточно часто случаются в акватории и на побережье Байкала. Подземных толчков в Байкальской рифтовой зоне (на стыке двух главных структурных единиц Восточной Сибири – Сибирского кратона и Саяно-Байкальского складчатого пояса) в год фиксируют более тысячи.