конфликт
17067
1

Суицид или циничное убийство? В деле о странной гибели улан-удэнки в Иркутске появились новые подробности

Безутешные родители так и не нашли ответов на свои вопросы – что же произошло с их дочерью, и что об этом знает её подруга, с которой она была в день трагедии

Фото: из архива семьи Балхановых

Как ранее сообщал infpol.ru, 8 сентября 2019 года в Улан-Удэ без вести пропала 18-летняя студентка Анастасия Балханова. Известно, что в тот день она сходила на первое в своей жизни голосование (выборы мэра Улан-Удэ и депутатов горсовета), а вечером планировала пойти в кино со старшей сестрой Светланой. Однако Светлана заболела, а подруга Насти Ира (имя изменено. – Прим. авт.) отказалась составить ей компанию из-за отсутствия денег. Но позднее девушка позвонила Насте и позвала гулять. В тот вечер родители так и не дождались свою дочь.

После двухдневных поисков Настю нашли мёртвой в соседнем Иркутске на козырьке подъезда новостройки. Судя по всему, подруги уехали туда именно 8 сентября.

Погибшая была одета в куртку подруги, а на её руке зияла ещё свежая рана. Ира сообщила полиции, что не видела Настю с тех пор, как они поругались и разошлись у дома на улице Лермонтова, и добавила, что у той были суицидальные мысли. Однако сестре Насти, приехавшей в Иркутск на её поиски, Ирина сообщила уже другую информацию. Будто бы в первый вечер они обе пытались покончить с собой путём утопления в реке, однако это у них не получилось, и насквозь промокшие они побрели в ближайшее ДНТ, где попросились на ночлег к незнакомому мужчине. На следующий день, по словам Ирины, они с Настей разругались и разошлись.

В этой истории родных Насти смущает многое. Например, почему девушка была одета в куртку подруги, когда её нашли, ведь до последнего момента, судя по записи с видеокамер в подъезде, на ней была своя одежда; почему в день отъезда Ира вдруг побрилась налысо и зачем разделась перед смертью Насти.

«Многое ещё не расследовано»

После трагедии прошёл год. Мать девушки Ирина Варламовна Балханова не верит в версию с самоубийством, которую рассматривают иркутские следователи. А месяц назад женщина узнала, что уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), вовсе прекращено. Она уверена, что подруга дочери что-то скрывает, так как её показания постоянно меняются.

По ее словам, подход следователей возмущает, так как они рассматривают лишь одну версию – суицид. Хотя в этой истории слишком много несостыковок.

- Опрос Иры на полиграфе показал, что на некоторые вопросы она выдавала реакцию, свидетельствующую о лжи. Например, ей задавали прямой вопрос, прикасалась ли она к Насте, применяла ли к ней физическую силу. Она отвечала «нет», но организм её кричал «да». Показания Иры постоянно меняются, меняются обстоятельства происшествия. Она знает всё, что там произошло, но скрывает, - уверена женщина.

«Говорила о новой жизни»

На одном из допросов Ира утверждает, что, когда они были в Иркутске, Настя сама спрыгнула с обрыва в реку, а она последовала за ней. Тем временем в показаниях мужчины, у которого девушки ночевали после случая с рекой, совсем другой рассказ.

- Он спрашивал их, почему они мокрые, - пересказывает Ирина Варламовна. – Ира сказала ему, что кто-то столкнул их в воду. Но мы всё-таки думаем, что она столкнула нашу дочь и прыгнула следом, увидев, что та не тонет. Сделала вид, что её тоже столкнули. В общем, разыграла спектакль.

Во время расследования стало известно и то, что перед отъездом в Иркутск Настя со своей карты перевела подруге последние 2 500 рублей. На вопрос следователя, зачем, Ира ответила, что у неё бесконтактная оплата и так им было удобнее.

- По сути, у Насти не осталось денег, чтобы даже просто поесть, - говорит мама погибшей. – В своих показаниях Ира сказала, будто наша дочь говорила о «новой жизни», которую якобы хотела, и добавила, что «она имела в виду самоубийство». Откуда она знает, что моя дочь имела в виду? Скорее всего, именно Ира хотела новой жизни, поскольку у неё всё плохо.

«Если бы я знала…»

По словам Балхановой, иркутские следователи уже сделали для себя выводы.

- Я знакомилась с делом и была возмущена, что при постановке вопросов эксперту следователь пишет, что девушка спрыгнула. Я говорю, вы это установили, вы доказали? Нет. Почему же тогда эксперту не пишут, что нужно установить истину – было ли это самоубийство или убийство? О том, что Настю могли столкнуть, не было ни слова, - рассказывает мать погибшей девушки.

Справка: Настя и Ира были знакомы и общались в течение года. Известно, что Ира занималась тхэквондо и уже применяла свою силу вне спортивных состязаний. А было это как раз 8 сентября, за несколько часов до их встречи с Настей. В тот день вместе со своим отцом Ира участвовала в работе команды одного из кандидатов на выборах. Когда общественники начали снимать их на телефон, она ударом ноги сломала одному из них ключицу. Скандальное видео впоследствии разлетелось по новостным пабликам.

Этот неприятный факт из жизни Настиной подруги Ирина Варламовна узнала лишь после смерти дочери. Как и то, что мать девушки сидит в тюрьме.

- Многие помнят дело «чёрных риелторов», которых судили в 2009 году за убийство нескольких владельцев квартир. Так вот, одним из этих риелторов оказалась мать Ирины, - рассказывает женщина. – Странно, что Насте она говорила, будто её мама работает на почте, а следователям - что вообще не знает свою мать. Возможно, в день прогулки она  рассказала Насте всё как есть – что покалечила человека и теперь боится преследования и что мать её сидит. Если бы я знала…

По ее словам, в день смерти ее дочь получила много подозрительных травм, которые следствие почему-то списывает на падение.

- Например, у дочки было ранение с тыльной стороны ладони, которому эксперты так и не дали объяснение и даже не описали эту рану, - рассказывает Ирина Варламовна. – Настя упала на спину, но у неё также были синяки и ссадины с противоположной стороны тела. Не буду говорить о них подробно в интересах следствия. Наша дочь была принципиальной в вопросе о суициде – не признавала его как решение проблем. Она не любила физкультуру и не умела за себя постоять. А Ира, напротив, занималась единоборствами. Сбрив волосы и раздевшись, готовилась ли она к борьбе с нашей дочерью, чтобы та не смогла за неё ухватиться ни в воде, ни на балконе?

«Я такими глупостями не занимаюсь, мам»

Настя была домашним ребёнком, говорят её родители, и в жёстком контроле с их стороны не нуждалась. Все важные для подростка вопросы она обсуждала с мамой.

- На одном из школьных родительских собраний нам как-то рассказали о группах, которые доводят детей до самоубийства. Я пришла домой и сразу поговорила с Настей на эту тему. Спросила, не заходит ли она на такие сайты. А она ответила: «Я такими глупостями не занимаюсь, мам. Ты чего?». В её вещах следователи не нашли ничего, что указывало бы на суицидальные мысли. Изъяли её компьютер, за которым она очень много сидела. Я даже подталкивала её к общению с другими девочками. И она нашла себе подругу... девочку с совершенно другими интересами, - отметила мать.

Настя с подругой Ирой

Одногруппники Насти говорят, что никогда не замечали за ней негативных мыслей, а учеба  давалась ей легко.

- Куратор группы сказала, что только теперь заметила, как Настя помогала всей группе, потому что по успеваемости они очень заметно «съехали». Мальчик, который сидел с ней за одной партой, был отличником, а теперь стал троечником. Для Насти это было легко. Она читала целые произведения на английском и постоянно удивлялась: «Мама, как люди могут не понимать английский? Он же такой лёгкий!» - со слезами вспоминает Ирина Балханова.

«Яблоко от яблони»

Адвокат, которого наняли Балхановы, оказался недобросовестным: взял деньги и только отнял время у убитой горем семьи.

- Больше всего нам обидно не за деньги, а за потерянное время, - говорит Ирина Варламовна. – А следователям, видимо, удобнее версия с самоубийством. Если дело не будет возобновлено и тщательно расследовано, мы обратимся к главному следователю страны Александру Бастрыкину. Я не знаю, как мы прожили этот год... Работа только и спасает. Я снова и снова обдумываю случившееся, это очень тяжело. Мы хотим, чтобы расследование провели заново. А родителям подростков мы хотим сказать: следите за контактами своих детей и обязательно узнавайте о родителях их друзей, потому что яблоко от яблони недалеко падает. 

По обращению Ирины Балхановой мы направили запрос в Следственное управление Следственного комитета РФ по Иркутской области. Ответ ведомства будет опубликован после его получения.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях