Азия
6256
13

Роль бурятских племен в создании великой монгольской империи и мировой истории

Фото: pixabay.com

Известно, что территория нынешней Монголии и Забайкалья до нашей эры и в начале нашей эры была расселена, в основном, тюркоязычными народами. Остаётся «белым пятном» вопрос: а сами монголоязычные племена где жили во все эти времена? 

Известно также из китайских летописей, что хунны были по внешности монголоидами, а по языку тюркоязычными. 

Это «белое пятно» немного раскрывается в трудах  Рашид-ад-Дина, который жил во времена Чингисхана и не раскрывается в хуннский исторический. 

Его труды, опубликованные в прошлом веке в сборнике летописей, дошедшие до него в виде легенд, т.к. письменности у кочевых народов до нашей эры и в начале эры не было: в результате распрей и войн между тюркоязычными и монгольскими народами остались только последние две пары монгольских мужчин и  женщин, которые перекочевали в страну Эргуне-кун и со временем размножились так, что стало им тесно в этой долине. 

Рашид-ад-Дин пишет, что эти события произошли две тысячи лет тому назад до него, значит он жил в 13 веке нашей эры и события, которые описывает о стране Эргуне-кун, произошли в 7 веке до нашей эры. 

Легенда гласит, что размножившимся монгольским племенам в стране Эргуне-кун стало тесно, что забили 70 голов быков и лошадей, из шкуры которых изготовили меха для горн для выплавки железной руды и в один прекрасный момент, собрав гору дров и каменных углей, выдувая подряд денно и нощно из этих 70 мехов горны, расплавили целую гору с железной рудой и добыли гору металла и тем самым освободили проход и первыми выбрались оттуда хонгираты,  растоптав и осквернив очаги и горны других племен.

Легенда гласит, что по этой причине у всех хонгиратов болят ноги,  т.к осквернили ногами очаги и горны других племен. 

В те времена шли большие споры: какие племена больше вклада внесли в раздувании мехов и выплавке рудной горы и поспособствовали выходу монгольских племён из страны Эргуне-кун, в частности, урянханы. 

В своих трудах Рашид-ад-Дин к урянханам - лесным народам - причисляет близких между собой племен баргутов, хори и туматов, обитавшихся в пределах Баргуджин-Токума. 

К выдающимся представителям этих племен он относит легендарного полководца Субэдея и его сыновей, сыгравших большую роль в истории «Золотой орды» и китайской истории в юаньский период, также известных людей того времени - Джэлмэ, Джэбэ и других.   

Раньше я думал, что урянханы - это тувинцы, т.к Тува до недавнего времени (до присоединия к СССР) называлась Урянхайским краем, т.е в какой-то момент произошла смена понятий.   

Хотя название «Эргуне-кун» созвучно Аргуни, но описание местности соответствует тункинской долине, окруженной с северной стороны Саянскими, а с южной - Хамар-дабанскими горами. 

Полагаю, что когда хонгодоры - потомки хонгиратов - в 17 веке спустя 2400 лет бежали от преследования халха-монголов, по исторической памяти вернулись на свою родину - тункинскую долину, якобы в страну Эргуне-кун? 

«...Беглецам приходилось преодолевать во время перехода большие трудности, терпеть лишения, голод и болезни. Путь был трудный и незнакомый. Непролазные горы, скалы и камни до крови сбивают копыта лошадей.  Непроходимые леса, тальники и кустарники до лоскутиков рвут одежду людей:   едут денно и нощно, едут многие дни и ночи. Позади осталось несколько сотен верст монгольских степей и Саянских гор. Искатели счастья и спокойствия перенесли на себе неимоверные тяжести и изнурения далекого пути. Они отчаянно преодолевали трудности передвижения, они вынуждены были преодолеть и голод, запас продуктов был использован. Занимались охотой и этим с трудом добывали себе пищу», - такое живописное изображение переселения хонгодоров в 17 веке, бежавших с родных кочевий от разорения халха-монголов, описывает в легенде Алсыев. 

Теперь обратимся к другому первоисточнику - к  «Сокровенному сказанию монголов» - ценнейшему памятнику древне-монгольской литературы. 

В «Сокровенном сказании монголов» в переводе С.А. Козина сказано, что «в полной мере и согласии после своего побратимства прожили Темуджин с Чжамухой один год и половину другого. И уговорились они откочевать из того нутука (натуга) в котором жили в один и тот же день». 

Здесь и решил Темуджин после непонятных слов Чжамухи, по совету Борте - чужие, откочевать отдельно. Проехали без сна всю ночь. «Осмотрелись и увидели, что к ним подошли следующие племена: 

  1. из Чжалаиров: трое братьев Тохорюнов: Хачиун, Харахай и Харалдай. Еще из Чжалаиров пришли: Сеце-Домох и Архай-Хасар-Бала со своими сыновьями.
  2. из Тархудов: Хадаан-Далдурхан с братьями, всего пять Тархудов.
  3. из киянов: сын Мунгету-Кияна-Унгур со своими Чаншиутами и Баяудцами.
  4. из племени Барулас: Хубилай-Худус с братьями.
  5. из племени Манхуд - братья Чжетай и Дохолху-черби.
  6. из племени Арулад выделился и пришел к своему брату Боорчу, младший его брат Огелен-черби.
  7. из племени Урянхан выделился и пришел к своему брату Чжельме, младший его брат Чаурхан-Субеетай-Баатур.
  8. из племени Бесуд пришли братья Дегай и Кучугур.
  9. пришли также и принадлежавшие Тайчиудцам люди из племени Сульдус, а именно, Чильгутай-Таки со своими братьями.
  10. из племени Хонхотан - Сюйкету-черби.
  11. из племени Сукеген - Сукегай-Чжаун, сын Чжегай-Хонгодора. Неудаец Цахаан-Ува. Из племени Олхонут-Кингиядай.
  12. из племени Горлос - Сечиур.
  13. из племени Дорбен - Мочи-Бедуун.
  14. из племени Икирес - Буту, который состоял здесь в зятьях.
  15. из племени Ноякин - Чжунсо.
  16. из племени Оронар - Харачар со своими сыновьями.
  17. кроме того, прибыли одним куренем и Бааринцы: старец Хорчи-Усун и Коко-Цос со своими Менен-Бааринцами" 

Далее пришли ещё генигесцы (один курень) и другие, кто отделились от Чжамухи. 

Прошу обратить ваше внимание на п.7, где в «Сокровенном сказании монголов» уточняется, что урянханы Чжельме (Джэлмэ) приходится старшим братом Чаурхан-Субеетай-Баатур (Субэдею). В скобках написаны имена братьев, которые упоминает Рашид-ад-Дин в своих летописях просто как представителей племени урянханов. 

Все вышеперечисленные представители племен по восходящей линии, в основном, относятся к потомкам Алан-гоа. 

Известно, что сам Чингисхан является 11 коленом от Алан-гоа. А сама Алан-гоа относится к урянханам. 

Согласно п.11 олхонуты, хонгодоры и, может быть, попритесавшийся между ними неудаец Цахаан-Ува относятся к хонгиратам. Насчёт неудайцев, упомянутых в данном первоисточнике, история умалчивает. Думаю, что не зря перечисляется представители племен  подряд в таком порядке. 

И, может быть, эхириты являются потомками икиресов (п. 14)?. 

Позже представители этих и других племен, отошедших от Чжамухи в 1189 году, решили сделать Темуджина ханом и нарекли Чингисханом и поставили над собой. 

При распределении обязанностей Темуджин  назначил и повелел Сукегею - сыну Чжегай-Хонгодора и Чаурхану: «Вы же будете моими разведчиками, будете моими «дальними стрелами-хоорцах, близкими стрелами-одора!». 

Затем к кереитскому хану были отправлены послами Секугей и Тахай с вестью, что избрали Чингисхана на ханский престол. 

Таким образом, самыми приближенными к Темуджину стали представители хонгодоров (впервые упомянутые в данном первоисточнике), олхонутов и неудайцев, представляющих хонгиратов; урянханов (предки хори-бурят); икиресов (эхиритов) наряду с вышеперечисленными представителями других родов и племен рядом с Темуджином в самый переломный момент в монгольской истории, в момент размежевания с Чжамухой оказались рядом и подставили свои плечи и участвовали в избрании Чингисхана на ханский престол, который в дальнейшем  сыграл огромную роль в мировой истории. 

О роли поэтического памятника хонгиратов «Алпамыш», самих хонгиратов в этногенезе тюркоязычных племён и народов Средней Азии и России я рассказывал в своей прошлогодней статье

Кандидат технических наук Станислав Бальжанов

Автор: Станислав Бальжанов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях