В городе Закаменске 11 сентября развернулся настоящий боевик. В лучших традициях российских сериалов – с кровавой дракой, погоней и стрельбой. Участники конфликта – компания молодых людей и местный «смотрящий», как его называют. К слову, последний в этой истории теперь выступает как пострадавший.
Не признали авторитета?
Вечером пятницы 24-летний Сергей Михалёв отправился отдыхать в местное кафе в компании своих друзей Ивана Красикова и Евгения Петрова (фамилии друзей изменены. – Прим. авт.). Ближе к закрытию заведения между Сергеем и его знакомым, которого он встретил в тот вечер, произошла ссора. Ребята стали выяснять отношения и подрались.
Разногласия длились недолго, и вскоре молодые люди пришли к миру. С небольшим опозданием урегулировать конфликт между парнями поспешил местный житель, 38-летний Анатолий Бохоров (имя изменено. – Прим. авт.). Молодые закаменцы не признали в мужчине местного авторитетного человека, так как не были с ним знакомы.
- Этот Бохоров сперва наблюдал за нами из машины, потом подошёл, спрашивал, что случилось, - рассказывает Сергей. – Но наш конфликт со знакомым был уже исчерпан, и мы сказали, что сами разберёмся. Сели в машину, руки пожали. Но Бохоров вдруг залез на переднее сиденье и сразу безоговорочно меня ударил. Мы вылезли и на улице начали драться. Точнее, меня держали, а он бил. Не знаю, за что, но он говорил что-то вроде «совсем офигели».
На этом разгневанный незнакомец не остановился. На своём внедорожнике он на некоторое время покинул место разборки, а вернулся уже с оружием. Выйдя из автомобиля, Бохоров открыл огонь. Две пули почти сразу достались другу Сергея 23-летнему Евгению. Стрелок ранил его в ногу и бедро, отчего парень, пытавшийся убежать, тут же рухнул на землю. Решив, что стреляющий убивает всех без разбору, Сергей кинулся к машине друга. Но уйти от конфликта ему не удалось.
- Сперва в меня целился, угрожал и матерился, мол, «чё, не ждали?» - рассказывает Сергей. – Затем кто-то упал. Как я потом узнал, это был Женя. Я побежал к машине, так как подумал, что убили кого-то. Бохоров прыгнул мне на капот, загородил весь обзор, и я об его машину стукнулся. Когда я отъехал за дом культуры, подлетели какие-то люди и стали бить меня, пинать по голове. А потом подбежал Женя, лёг на меня и закрыл собой.
На вопрос, кем в Закаменске является Бохоров, молодые люди отвечают, что лично с ним не знакомы, но то, что он «имеет здесь некоторый вес», теперь знают.
«Сейчас постреляем немножко»
19-летняя Елена в тот вечер прогуливалась с подругой мимо кафе, когда увидела знакомых, среди которых был Сергей. Девушки попросились погреться в машине.
- В машине Сергей и его знакомый о чём-то разговаривали. Потом подруга моя вышла, и на переднее сиденье залез Бохоров. Он даже ничего не сказал и ударил Сергея, - рассказывает свидетельница. – Через какое-то время Бохоров уехал, а когда вернулся, начались кипиш, выстрелы. Я увидела, как Бохоров целился в Сергея.
По словам Елены, когда они с Сергеем пытались уехать, ударились об машину, но не видели, что зацепили самого Бохорова; люди, избившие Сергея до потери сознания, также ударили одну из девушек.
19-летняя Ксения и её подруга Ирина знают Анатолия Бохорова, но утверждают, что знакомы неблизко. В тот вечер они подошли, чтобы поздороваться с ним, и сели в его машину. По словам Ксении, Бохоров почему-то заступался за парня, с которым Сергей подрался у кафе. Затем мужчина резко сел в свой автомобиль и вместе с девушками тронулся с места.
- Мы даже выйти с Ириной не успели, - вспоминает Ксения. – Отъехали к «Кедру», парень с пассажирского сиденья вышел, вернулся через минуты три, и мы снова поехали. Бохоров посмеялся и сказал: «Сейчас постреляем немножко». Ирина сказала, мол, ты что, дурачок, не надо. Мы подъехали к кафе, и он начал стрелять. Даже не скажу, сколько было выстрелов, но не один и не два. Не знаю, зачем он стрелял.
По словам раненого Евгения, он тоже не понял, в чём причина вмешательства Бохорова в конфликт молодежи, и тем более за что стреляли в него.
- В ногу и бедро два выстрела, - показывает молодой человек. – Потом ходил по врачам, с работой пришлось повременить… Сколько знаю Сергея, он всегда, если надо, поможет и уходит от конфликтов.
Поднимал Евгения с земли Иван, с которым они в тот вечер отдыхали в кафе. Жене досталось, потому что он оказался один, когда началась стрельба, говорит Ваня.
- Женька бежал в противоположную сторону, и Бохоров начал стрелять по нему. Я поднял его и начал уводить. Вижу – Толя в сторону машины с пистолетом идёт. Сергей стал уезжать, а он прыгнул на капот, и так получилось, что он машину его долбанул. Он сам прыгнул на капот, никто не хотел его давить. Наоборот, Серёга хотел избежать этого конфликта, - говорит Иван.
Личные интересы?
В результате потасовки Анатолий Бохоров получил переломы, Евгений – два огнестрельных ранения, Сергей - травмы головы, от которых позднее в больнице впал в кому. Не так давно он оправился, но пока не писал заявления. Евгений же заявил о покушении на убийство. Но в полиции возбудили уголовное дело по статье 115 УК РФ – умышленное причинение лёгкого вреда здоровью.
По словам Сергея, когда его везли в больницу, по дороге их реанимобиль остановил сотрудник полиции. Водитель с фельдшером вышли из машины.
- Дверь открылась, а там брат Бохорова стоит. Сначала спрашивал, что случилось, потом угрожал мне, что убьёт меня за брата, велел «ничего лишнего не наговаривать», - рассказывает Сергей.
Он до сих пор не понимает, как сотрудник полиции в личных целях мог остановить карету «скорой», в которой был экстренный пациент. Однако, как утверждает фельдшер «скорой», водитель сам остановился, а сотрудник полиции подошёл уже после и был в гражданском. Он заглядывал в салон «кареты», но о чём они с Сергеем разговаривали, фельдшер не слышал, так как, с его слов, отошёл в туалет.
Адвокат Сергея Денис Носков утверждает, что в разговоре с ним Анатолий Бохоров требовал от своих обидчиков, чтобы те выкупили его повреждённый автомобиль. Цена вопроса – миллион рублей.
- Сказал мне, пусть все парни, что там присутствовали, вместе скидываются и выкупают его автомобиль, что он в таком состоянии ему не нужен, - говорит адвокат Денис Носков. – Я спросил, что будет, если мы откажемся. А Бохоров ответил, что они сами договорятся, и он всё «порешает». Я отметил, что это вымогательство, а он: «Нет-нет, у нас тут свои законы. Мы здесь сами всё порешим».
По словам Дениса Носкова, тот факт, что при многочисленных свидетелях было совершено дерзкое нападение с применением огнестрельного оружия, не должен остаться без внимания. И что «пострадавший» получил перелом в результате необходимой обороны со стороны Сергея Михалёва.
- Необходимо учитывать, что разрешения на оружие нападавший не имел и что друзья нападавшего до полусмерти избили Михалёва, так, что его пришлось срочно эвакуировать в Улан-Удэ. Меня поразило отношение полиции к показаниям свидетелей, будто положения статьи 37 УК РФ о необходимой обороне из Уголовного кодекса по какой-то причине исключены.
Родной брат Бохорова, по словам правозащитника, длительное время служил в полиции Закаменска, а теперь проходит службу в другом подразделении полиции.
- Превышая свои должностные полномочия, не имея на то никаких оснований, в 70 километрах от Закаменска он остановил автомобиль «скорой» и высказал Михалёву угрозы убийством. Это явно указывает на его заинтересованность в исходе уголовного дела. Считаю, что следственный отдел полиции в Закаменске не сможет объективно расследовать уголовное дело. Поэтому обращаюсь к заместителю министра внутренних дел Владимиру Петровичу Левченко с просьбой передать данное уголовное дело для расследования в Следственное управление при МВД республики, - говорит правозащитник. Данную публикацию он просит считать официальным обращением к прокурору и министру внутренних дел Бурятии.
«Ни холодно ни жарко»
По словам матери Сергея Ирины Михалёвой, её сын никогда не общался с «блатными» и всё время проводил на работе. Хотя в Закаменске движение АУЕ* давно уже не ново, такой уклад далеко не для всех един, считает она.
- Серёжка его (Бохорова) вообще не знает. Я в первый раз увидела его при общении, когда с адвокатом ездила к нему. По слухам, конечно, знаю, что он здесь какой-то криминальный авторитет, что «крышевал» китайцев, когда был сбор урожая кедрового ореха. Мои дети относятся к работягам, живут своей жизнью, ни к какому блатному миру не относятся. А вот брата Бохорова хорошо знаю. Здесь у нас в полиции работал, начал с дежурки, сейчас в Улан-Удэ в полиции, - рассказывает женщина.
От комментариев о конфликте Анатолий Бохоров в разговоре с нашим корреспондентом отказался. Но тут же отметил, что всё сказанное о нём свидетелями лишь оправдания и что он пытался решить вопрос «без заморочек».
- То, что они наговорили, пусть говорят – для меня ни холодно ни жарко. Я потом опровержение дам такое, что все попадут, - говорит мужчина. – У меня сломаны нога, позвоночник, рёбра, голова вся зашита. Обратившись в СМИ, они тем самым ищут щели, чтобы оправдать себя перед общественностью. Я изначально сам с ними на диалог шёл, чтобы решить этот вопрос без заморочек. Они сами себя сейчас в яму тащат. Я отказываюсь (от комментариев). Они сами на себя сейчас нагребут.
Корр.: - Чего нагребут?
Б.: - Много лишнего. Не понимают, что сами себя тащат в яму.
Корр.: - Например, какие последствия имеете в виду?
Б.: - У них? Ну, Сергей сидеть будет сто пудов. За Евгения я отсужусь, дадут мне там условное – год-два. И мне это вообще не страшно.
Корр.: - То есть вы не отрицаете, что стреляли по нему?
Б.: - Да, я этого не отрицаю. Я даже на следствии этого не отрицал.
Корр.: - Хотя бы скажите, за что?
Б.: - Причины, которые они указали, это их позиция. У меня причина совсем другая. И основная масса свидетелей, всё показывает не то, что они говорят.
Корр.: - Причина стрельбы в чём была?
Б.: - Давайте не будем заморачиваться.
Оценят действия всех участников конфликта
Как сообщают в пресс-службе СКР по Бурятии, уголовное дело, возбужденное полицией в отношении одного из участников конфликта (Сергея Михалёва — Прим. автора), недавно поступило в Джидинский межрайонный следственный отдел. В рамках расследования оценят также действия других участников, в том числе Бохорова, стрелявшего по людям.
- Указанное уголовное дело недавно на основании постановления прокурора района об определении подследственности поступило в Джидинский межрайонный следственный отдел для производства дальнейшего предварительного следствия. Сейчас оно изучается руководителем следственного отдела для формирования плана расследования, в ходе которого будет установлена полная картина происшествия и дана объективная правовая оценка всем противоправным действиям участников конфликта, - отмечают в СКР по Бурятии.
* АУЕ – движение, признанное по решению Верховного суда РФ от 17 августа 2020 года движением экстремистской направленности, деятельность которого представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству.