«Информ Полис» продолжает цикл материалов «Заводы Бурятии». В прошлый раз мы рассказали о судьбе улан-удэнского стекольного завода и тонкосуконного комбината.
В третьей части цикла мы решили кратко затронуть судьбу двух предприятий: кирпичного завода, располагавшегося в Железнодорожном районе Улан-Удэ, и завода железобетонных изделий, руины которого до сих пор стоят в Октябрьском районе города. Сегодня мало кто знает, что большинство городских панельных и кирпичных домов сооружены из материалов, которые производили эти гиганты.
Нерентабельный
Истории завода железобетонных изделий и кирзавода неразрывно связаны между собой. Оба они несли практически одну и ту же функцию – строительство домов. Предприятия словно посвятили свою недолгую жизнь на благо других, ведь дома, материал для которых они производили, стоят до сих пор, а от самих заводов остались руины.
Про оба завода сохранилось мало информации. Практически не осталось в живых и бывших работников предприятий. Даже в Государственном городском архиве и в центральных библиотеках Улан-Удэ мало данных о заводах, не сохранились и архивные фотографии. Но кое-что нам всё же удалось узнать.
В довоенное время Улан-Удэ не нуждался в кирпиче, поскольку был деревянным. В 30-е годы в городе существовал один кирпичный полукустарный завод, на котором изготавливали не более шести миллионов штук кирпича в год.
До войны в Улан-Удэ удалось развернуть промышленное и жилищное строительство из кирпича, и это стало поводом для строительства механизированного кирпичного завода. Второй кирпичный завод, который и дал название району - Кирзавод, был построен в 1957 году. Он славился своим безостановочным производством. Производили здесь около 30 миллионов штук кирпича в год.
Но не прошло и полутора десятка лет, как предприятие прекратило своё существование. Но его след остался до сих пор. Улица Кирпичная носит в себе памятное имя располагавшегося рядом завода. Кроме этого, практически все дома в районе Кирзавода и его окрестностях построены из заветного кирпича.
- Завод прекратил своё существование примерно в конце 70-х. Директоров и руководителей уже нет в живых. А работали там люди в возрасте, по 40 - 50 лет примерно, поэтому в живых сейчас мало кто остался. Этот завод, из всех кирпичных, был самым нерентабельным, а потому быстро прекратил своё существование. Находился он практически в центре города. Дома всей округи завода построены в то время и как раз из кирпича, который и делали на этом заводе, - поделился с нами воспоминаниями бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.
Непосредственно от самого завода не осталось и следа. Даже многие жители микрорайона Кирзавод не знают, в каком именно месте располагалось крупное по тем временам предприятие. Опросив несколько человек, нам удалось найти это место. Сегодня территория огорожена высоким бетонным забором, попасть внутрь невозможно. Однако заметно, что здесь развернулась какая-то деятельность: дымит труба, лежит стройматериал.
В администрации города Улан-Удэ уточнили, что ныне на территории бывшего кирпичного завода находится промзона.
Большие надежды
Заводы железобетонных изделий практически ровесники кирпичного завода. Два завода ввели в эксплуатацию в 1961 году, изготавливали на них различные железобетонные конструкции, применение которых было востребованным в те годы. В 1964 году предприятия вышли на высокие показатели: на 100 тысяч рублей строительных работ изготавливалось около 300 кубометров сборного железобетона. Примечательно, что за три года эта цифра увеличилась практически в четыре раза.
В сентябре 1963 года на месте одного из заводов введён в эксплуатацию новый завод крупнопанельного домостроения (ЖБИ-1). Его мощность поначалу составляла 35 тысяч квадратных метров жилья в год, и за пару лет этот показатель удалось увеличить в два раза.
Как раз в 60-е годы в Улан-Удэ началось массовое крупнопанельное жилищное строительство. Мало кто знает, но завод, руины которого сегодня можно увидеть справа по дороге в сотые кварталы, подарил городу тысячи домов. Без преувеличений, но практически все панельные дома, построенные в Улан-Удэ в 60 - 90-е годы, созданы из материалов именно этого завода.
Заводское изготовление панелей и блоков для стен домов дало возможность перевести жилищное строительство на индустриальную основу. На предприятии ввели в строй оборудование, которое позволило изготавливать материалы из вулканического стекла (перлита). Бурятия была богата перлитом, и применение его в строительстве стало перспективным и экономичным. Отметим, что при обжиге перлит имеет свойство увеличиваться в двадцать раз. Сам по себе он лёгок и обладает теплоизоляционными свойствами. Наверное, это и стало одним из главных секретов столь скорого возведения панельных домов в 60-е и 70-е годы.
Но, шикарно выполнив свою миссию в советское время, этот завод не смог гармонично войти в новый век со своим оборудованием. В 90-е годы объемы строительства снизились, а после для строительства домов потребовались новые технологии, усовершенствованное оборудование. К этим нововведениям предприятие оказалось не готово. В 2003 году завод крупнопанельного домостроения признали банкротом.
- Как я помню, у правительства были большие надежды на этот завод. Но что-то не срослось. Он стоял на окраине города, где сейчас начинаются сотые кварталы. Сейчас-то уже никто и не знает, что там завод был. Когда сотые строиться начали, завод уже и не работал, - рассказал пенсионер из Улан-Удэ Михаил Лейкин. - По старым статьям в газетах ещё советского времени, где публиковали отчёты и воспоминания работников, можно сказать, что ЖБИ-1 был на хорошем счету, там использовали современные для того времени методы производства. В 90-е годы его планировали то ли перестроить, то ли достроить, но так и не сделали.
Если ехать на автобусе в сотые кварталы, то можно услышать такую фразу: «Остановите на ЖБИ-1». Название остановки хранит память о заводе, развалины которого можно заметить недалеко от дороги. На руинах мрак и пустота. Огромная территория не занята ничем, что привлекает диггеров и прочих любителей полазить по «заброшкам». Приходит здесь и понимание того, что наш город остался без действительно крупного и сильного завода.