Минпромторг России отказался от одномоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал», серийное производство которого планировали начать на Улан-Удэнском авиазаводе в 2024 году. Первый опытный образец хотели выпустить уже в 2021-м, однако недавно стало известно, что все наработки пошли на создание другой модели – ЛМС-901, но с тем же названием «Байкал». Почему так произошло, пояснил в эфире программы «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев.
- Главная причина – прежде всего, в сложных взаимоотношениях России с Западом, – заявил он. – Санкционный режим, в частности, привёл к тому, что на заводе у наших соседей-иркутян, которые производят самолёт МС-21, уже идёт задержка на два года – композитные элементы конструкции, а также двигатель из-за санкций вынуждены менять на отечественные, переходить с композита на металл и так далее.
Бадмаев считает, что Бурятии в каком-то смысле даже повезло, поскольку республика избежала такой ситуации.
- Ещё на начальной стадии, когда шёл выбор модели, мы отказались от варианта, который был в наибольшей степени зависим от импортных комплектующих, и переориентировались на модель, имеющую больший удельный вес отечественных комплектующих и запчастей. С заказами, в принципе, всё хорошо. Уже есть потенциальные заказчики. В основном это дальневосточные и сибирские регионы и компании, предварительно готовые заказать свыше 200 самолётов, – подчеркнул советник главы.
А портал «Авиация России» уточняет, что ТВС-2ДТС не устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов. Он получился чрезмерно тяжёлым – масса пустого самолёта составляет 3180 килограммов, максимальная взлётная – 7400. Пустой же ЛМС-901 весит 1980-2040 кг. Его максимальный взлётный вес – 4800.
«Военное обозрение» отмечает: лёгкий многоцелевой ЛМС-901 «Байкал» призван – как когда-то и ТВС-2ДТС – прийти на смену легендарному Ан-2. Недавно его испытали в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского. Исследования проводились по заказу ООО «Байкал-Инжиниринг». На первом этапе – на скоростях воздушного потока от 25 до 50 метров в секунду.
- На модели был задействован имитатор работающей силовой установки. Специалисты определяли суммарные аэродинамические характеристики летательного аппарата и эффективность его органов управления. Испытания продолжатся, – пишет издание.
Длина нового самолёта – 12,2, высота – 3,7, а размах крыла – 16,5 метра. Максимальная взлётная масса – 4,8 тонны, скорость – до 300 км/час. Максимальная дальность полёта – три тысячи километров. ЛМС-901 «Байкал» создаётся по модульной схеме, которая позволит конвертировать его в грузовой или пассажирский вариант.
Напомним, буквально неделю назад в Бурятии с рабочим визитом побывал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Глава региона Алексей Цыденов обсудил с федеральным чиновником проекты, которые планируется реализовать на предприятиях республики. Среди них, к примеру – серийный запуск новой авиатехники на УУАЗ. Тогда-то и зашла речь о массовом производстве нового самолета.
- Ждём первого полёта опытного самолёта «Байкал», который будет производиться на авиационном заводе. В следующем году мы должны получить опытный образец. Примерно полтора года уйдёт на сертификацию, чтобы с 2023-го начать серийные отгрузки с завода, – сообщил глава Минпромторга.
Напомним, соглашение по производству нового регионального самолёта ТВС-2ДТС на базе Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) руководство Бурятии подписало с Минтрансом, Минпромторгом, холдингом «Вертолёты России» и властями Якутии на форуме в Сочи, который состоялся зимой 2019 года. Ранее глава республики Алексей Цыденов сообщил: это закроет все потребности регионального авиасообщения – от авиалесоохраны и санавиации до пассажирских и грузоперевозок.
Сначала сообщалось, что три опытных образца ТВС-2ДТС выпустят на УУАЗ в 2020 году, а в 2021-м стартует серийное производство. На эти цели из федерального бюджета выделили более одного миллиарда рублей. В марте стало известно, что «Байкал» хотят использовать для перевозки пассажиров на межрегиональных маршрутах в Сибири, особенностью которой являются большие расстояния между населёнными пунктами.