Нынешний год в Бурятии отличился не только ограничениями, но и бурным строительством и ремонтом автомобильных дорог. Это оказалось возможным благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Конечно, не обошлось и без трудностей.
Мы решили узнать из первых уст о том, что происходит с дорожной отраслью в регионе в эпоху пандемии, каковы достижения и каковы проблемы. Животрепещущие вопросы мы задали министру по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Александру Аюшееву.
О БКАД
- Александр Дариевич, подходит к завершению 2020 год. Каким он был в целом для дорожной отрасли Бурятии?
- Начиная с 2017 года мы вошли в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который позже стал национальным проектом. Благодаря этому к нынешнему году мы взяли хорошие темпы ремонта автодорог в республике.
Конечно, 2020 год не только для дорожной сферы, но и в целом для многих других отраслей выдался непростым из-за пандемии коронавируса и ограничений. Но, несмотря на многие трудности, нам удалось добиться неплохих показателей в работе.
Всего в 2020 году в рамках нацпроекта БКАД на ремонт и реконструкцию 132 километров дорог было направлено 3,7 млрд. Из них на ремонт дорог регионального значения – 2,2 млрд рублей. А это и участок дороги Монды-Орлик, Романовка-Богдарин, Мухоршибирь-Бичура-Кяхта, Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга-Хоринск, Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян.
В Улан-Удэнской Агломерации в этом году были отремонтированы 62 км на сумму 1,5 млрд рублей.
Ну и, конечно, дороги местного назначения. Всего в 2020 году отремонтировано чуть больше 57 км на общую сумму 1,9 млрд рублей.
- Вот уже три года в Бурятии реализуется нацпроект БКАД. Как бы вы охарактеризовали его итоги за этот период?
- В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланировано обеспечить приведение к нормативному состоянию 50 % региональных автодорог, 85 % автодорог - в Улан-Удэнской городской агломерации.
На конец года показатели составят: по региональным дорогам – 47,9 %, по агломерации – 72 %.
В рамках нацпроекта мы приступили к строительству третьего моста через Уду и Транссибирскую магистраль в створе ул. Сахьяновой и 3-я Транспортная. Стоимость строительства транспортного перехода составляет 7,5 млрд рублей, завершение работ планируется в 2024 году.
О ТРЕТЬЕМ МОСТЕ В УЛАН-УДЭ
- Как сейчас идут работы по строительству третьего моста, через Уду? Есть вероятность, что он будет построен раньше 2024 года?
- Реализация объекта планируется за счет федерального и консолидированного бюджетов с 2019 по 2024 год. Была проведена процедура торгов по выбору подрядной организации, и государственный контракт мы заключили 27 декабря прошлого года с ОАО «Хотьковский автомост».
Сейчас проводится работа по выкупу земель (выкуплено 12 участков земли на 39,5 млн рублей, на оформлении ещё восемь на 30,6 млн рублей), обустроены две строительные площадки и развернут штаб строительства.
На правом берегу Уды частично сделан съезд к временной площадке для строительства опоры № 4 моста через реку.
На левом берегу выполняются работы по строительству надземного пешеходного перехода. Пробурено и забетонировано 18 буронабивных столбов, произведена забивка шпунтового ограждения, уложен тампонажный слой. Заключен договор с “Водоканалом”, выполнено переустройство ливневой канализации в части обхода опоры надземного пешеходного перехода. На строительную площадку доставлено 160 шпунтов «Л-5у» для установки ограждения котлованов опор.
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
- Насколько весома роль общественников в деле контроля за строительством дорог? Вы охотно идете на контакт с общественными организациями?
- При Министерстве транспорта Бурятии работает Общественный совет, куда входят эксперты по всем отраслям, которые мы курируем. Основные вопросы рассматриваются совместно с ними. А ремонт и реконструкция объектов агломерации, их приоритетность осуществляются на основе общественных опросов.
Например, в 2017 году на сайте правительства был сделан опрос жителей, куда поступило более 1 500 предложений по ремонту тех или иных участков дорог. Самые проблемные участки дорог были включены в программу на 2017 - 2018 годы.
На сайте администрации г. Улан-Удэ и других муниципальных образований ежегодно проводится опрос по ремонту участков автодорог в городе, которые впоследствии включаются в программу работ. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с ОНФ, проводим мониторинг «Карты убитых дорог», куда жители вносят свои предложения о необходимости ремонта дорог и мостов, проведении ямочного ремонта или других работ.
На выездные мероприятия мы приглашаем представителей Общественного совета, Общественной палаты, ОНФ, муниципальных образований, жителей. Отрабатываем замечания и предложения. Чаще всего это устройство дополнительных съездов во дворы, обеспечение водоотвода и другие.
Кроме того, в этом году активно контролировали ход ремонтных работ в Улан-Удэ депутаты горсовета. Были замечания в адрес подрядных организаций, которые впоследствии устранялись.
- Используются ли в Бурятии новые технологии в ремонте дорог? Если да, то какие?
- Да, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте дорог в Бурятии применяются новые технологии и материалы. Например, в зависимости от типа дороги выполняется устройство верхнего слоя покрытия из горячей плотной асфальтобетонной смеси марки II Б типа на полимерно-вяжущем битуме, либо из горячей плотной щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Не так давно подрядные организации начали укладку основания методом холодной регенерации. Но новые технологии используются не только в способах укладки, но и при обустройстве автомобильных дорог. Это светодиодные энергосберегающие светильники, автоматические системы управления наружным освещением «Кулон», метеодатчики, а также датчики интенсивности дорожного движения и современные светофоры.
О ПЛАНАХ
- Как бы вы охарактеризовали уровень профессиональной подготовки тех компаний и специалистов, которые строят дороги в Бурятии? Судя по большому количеству жалоб, складывается ощущение, что республика испытывает дефицит профессионалов, которые могут добросовестно выполнять свое дело.
- По региональным и федеральным дорогам подрядные организации на сегодня имеют достаточно высокий уровень подготовки: квалифицированные кадры, асфальтобетонные заводы, необходимую технику – асфальтоукладчики, катки, самосвалы, ресайклеры и др.
В основном жалобы были по объектам в Улан-Удэ, где работы пересекаются с существующими сетями связи, ТГК-14, “Водоканалом”. Конечно, замечания были обоснованны. Некачественные работы вызваны отсутствием опыта работы в дорожном строительстве, недостатком собственных оборотных средств, по некоторым объектам - отсутствием собственной дорожной техники и, конечно же, профессионалов. На последнее повлияли ограничения из-за пандемии.
При этом заказчиками работ принимаются к оплате только качественно выполненные работы с подтверждающими документами. Качество работ заказчики также проверяют в лабораториях: ГКУ «Бурятрегионавтодор» и ФКУ «Южный Байкал».
- Пандемия коронавируса отразилась на дорожной отрасли Бурятии?
- Незначительно. Приостановки работ из-за пандемии по дорожным объектам не было. Однако завезти рабочую силу из приграничных государств: Армении, Китая, Таджикистана, не было возможности. Из-за этого немного сдвинулись графики выполнения работ, подрядчикам пришлось нанимать местных рабочих, у которых, как я уже говорил, не всегда хватало необходимого опыта.
- Каковы планы по дорожной отрасли на 2021 год? И отдельно по нацпроекту БКАД.
- В 2021 году планируем работать в таком же темпе. Так, по региональным дорогам мы продолжим реконструкцию участков дорог Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян и Улан-Удэ - Романовка - Чита. Продолжим ремонтировать автодороги: Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск, Гусиноозерск - Петропавловка - Закаменск, Северобайкальск - Даван и Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо. Конечно, продолжим реконструкцию и ремонт аварийных мостов.
В состав городской агломерации входят дороги Улан-Удэ и четырех районов: Иволгинского, Прибайкальского, Заиграевского, Тарбагатайского. Протяженность автомобильных дорог агломерации – 864,5 км.
Из них: федерального значения – 128,3 км, регионального значения – 226 км,местного значения – 509,5 км, из них в Улан-Удэ - 242 км.