Российское правительство готовится принять новое постановление – в нём прописаны виды экономической деятельности, запрещённые в центральной экологической зоне Байкала. Проект документа практически готов. Споры продолжаются только по одному, но очень важному поводу, сообщает «Российская газета» со ссылкой на автономную некоммерческую организацию «Национальные приоритеты». Речь идёт о том, давать ли местным жителям право строить новые дома в границах населённых пунктов или же распространить строгие правила водоохранной зоны даже на них.
Предыдущий нормативный документ, устанавливающий ограничения на опасные и нежелательные действия на священном озере, утратит силу уже 1 января. И ему на смену должен прийти новый свод правил.
- В Минприроды России ещё с марта начали разрабатывать новое правительственное постановление, которое будет защищать Байкал, – отмечают в АНО. – В его подготовке принимали участие экологи, общественные и научные организации, главы городов, расположенных в Иркутской области и Бурятии, депутаты региональных заксобраний и Госдумы.
Новый перечень охранных требований во многом повторяет ещё действующий, однако там есть и важные дополнения, подчёркивает «РГ». Так, планируется ужесточить требования к перевозке опасных грузов – пестицидов, сильнодействующих и ядовитых веществ по озеру. Добавятся и пункты по автономности курсирующих судов – это должно предотвратить сброс отходов в «сибирскую жемчужину».
Кроме того, вводится табу на исследования, связанные с использованием и разведением биологических объектов, несвойственных Байкальской природной территории (БПТ). Раньше под ограничения подпадали только исследования и разработки в области естественных и технических наук, связанные с использованием генно-инженерных и ядерно-взрывных технологий. Под запретом окажется и строительство угольных котельных. Сжигаемое топливо должны заменить возобновляемые источники энергии.
Из прошлой версии постановления правительства в проект нового документа перешли запреты на сплошные и коммерческие рубки леса, обустройство полигонов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), на заготовку живицы, строительство автомобильных и железных дорог, для сооружения которых требуется перевод или изъятие земель лесного фонда. А ещё – на оптовую торговлю твёрдым, жидким и газообразным топливом и смежной продукцией. Под мораторий на Байкале также подведут лесосплав и деятельность в области обороны, связанную с испытаниями, утилизацией, уничтожением и захоронением систем вооружения.
Вместе с тем, Минприроды предлагает предусмотреть некоторые послабления для тех, кто постоянно живёт на берегу озера. Они смогут в том числе строить дома для себя и объекты инфраструктуры для туристов в населённых пунктах. При этом возведение любого здания за околицей будет категорически запрещено.
Однако есть и другое мнение – оппоненты министерства настаивают, что правила водоохранной зоны надо распространить и на прибрежные сёла. Но тогда в правах окажутся ущемлены более 140 тысяч человек. Разрешать этот спор теперь предстоит правительственной комиссии по проведению административных реформ - именно в её распоряжении сейчас находится проект документа.
Напомним, новый перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (БПТ), министерство природных ресурсов России вынесло на общественное обсуждение летом. Появился этот проект из-за того, что действующий список попал под «регуляторную гильотину». Его отменят с 1 января 2021 года.
Документ, к слову, получился неоднозначным. Например, во втором пункте говорится, что запрет на хозяйственную деятельность на Байкале не распространяется на инвестиционные проекты, которые реализуются на основании актов федерального правительства, а также указов, распоряжений и поручений президента России. Если его примут в таком виде, в ЦЭЗ можно будет делать всё, что угодно, если это согласовано кабмином либо утверждено указами, распоряжениями и даже поручениями главы государства, предупредили ранее в международной экологической организации «Greenpeace».
- Если какой-то влиятельный бизнесмен захочет построить на берегу озера новый целлюлозно-бумажный комбинат и вырубить под него весь оставшийся несгоревшим лес, и у него хватит средств, чтобы добиться одобрения от правительства, этот его проект будет реализован – каким бы варварским и опасным он ни был, – приводят пример «зелёные».