дети
10867
4

«Я очень не хочу отдавать Машу»

13-летняя девочка из Бурятии весит всего 14 килограммов. Что губит ребенка - редкая болезнь или родная мать?

Фото: Евгений Коноплёв

Шокирующий случай произошёл в Бурятии еще в ноябре прошлого года, но известно о нем стало только на прошлой неделе. В больницу поступила 13-летняя девочка весом 14 килограммов. Когда эта короткая новость разлетелась по интернету, жители Бурятии задавали много вопросов, например, куда смотрели учителя, органы опеки, соседи. И, самое главное, чем занимается мать этой девочки и какая судьба ждет ребенка в дальнейшем. 

Чтобы найти ответы, мы отправились в маленькое село Заиграевского района, где и произошла эта история. 

Не обращалась в больницу

В селе, где всё произошло, проживает меньше сотни людей, все друг друга знают. Здесь нет ни школы, ни садика, ни больницы, ни работы. Только небольшой частный магазин. 

В стареньком доме, где вот-вот от сильного ветра упадет забор, проживает 35-летняя Любовь Матвеева - мать-одиночка с тремя детьми, старшему из которых 14 лет, младшему – семь. Школу посещают двое – старший и младший. За детьми приезжает автобус и увозит их в соседнее село за 20 километров. 

Средний же ребёнок – девочка Маша – обучается на дому. Всё потому, что она имеет серьезное заболевание, которое не даёт ребёнку расти, и в свои 13 лет девочка весит (она поправилась с момента госпитализации) 17 килограммов. 

Ситуация стала критической в ноябре прошлого года. Машу госпитализировали в Детскую республиканскую клиническую больницу в Улан-Удэ в истощенном состоянии. В больнице сообщили, что на ребенке в прямом смысле были кожа и кости. Взвесив ее, врачи пришли в ужас: девочка весила всего 14 килограммов. Медики сообщили об этом случае в следственный комитет и прокуратуру. Следователи после проверки возбудили уголовное дело по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Уточняется, что на учете в опеке и полиции семья не состояла. 

- Женщина рассказала, что истощение ребенка наступило из-за общего заболевания, связанного с родовой травмой. При этом, чтобы вылечить дочку, в больницу женщина не обращалась. До тех пор, пока той совсем не стало плохо, - сообщили в пресс-службе СУ СК России по Бурятии. 

О том, какой именно у девочки диагноз, в Минздраве Бурятии нам не сообщили. 

«Хорошего сказать нечего про неё»

Мы нашли дом, в котором живёт семья Матвеевых. Однако Любовь, выйдя на крылечко, оказалась немногословной. 

- Ребёнок болеет. Я об этом говорить не буду, - сказала она и закрыла дверь. 

Создать хоть какое-то представление об этой семье нам помогли жители маленького села, которые становятся невольными свидетелями жизни Любови Матвеевой. 

- Она одна троих детей воспитывает. Сожитель молодой есть у неё, не работает. Выпивают, - рассказывает Борис Б. - Сама она тоже нигде не работает. Где тут работать-то? Получает на детей пенсию, пособия, на это и живут. Одна дочка – инвалид, у неё спинномозговая грыжа. Не растёт она, в общем. Раньше, бывало, Любка бросит детей, уйдёт на несколько дней. Хорошего и сказать нечего про неё. Её муж, отец всех троих детей, умер полтора года назад от водки. 

По словам односельчанина, у Любови здесь живёт мать, но она плохо ходит. В городе - старшая сестра, которая периодически поднимает шум и отправляет к горе-матери проверяющие органы. 

- Когда к ней приезжают, она будто знает, что приедут: всё сразу чистенько у неё, убрано, - говорит Борис Б. – Приезжают, её увозят, пытаются на лечение ребёнка отправить. Перед Новым годом вот в тяжёлом состоянии в больницу девочку увезли. Сперва одна лежала, потом Любка сама с ней легла. 

Мать никуда не обращалась

К этому делу подключилась уполномоченный по правам ребёнка в Бурятии Наталья Ганькина. Она назвала этот случай нетипичным, поскольку достаточно редко о чём-то подобном сообщают медики. 

- Из ДРКБ пришло сообщение, что девочка находится в истощенном состоянии, кожные покровы грязные, неухоженная. Со слов самой девочки, мама в течение трёх дней злоупотребляла алкоголем и она ничего не кушала, только пила воду. Мы стали выяснять материальное положение семьи, может, там элементарно денег не было, чтобы детей надлежащим образом кормить. Но, по имеющимся данным, выяснилось, что семья многодетная – трое детей, в качества дохода семьи имеются пенсии по инвалидности, по потере кормильца. В общей сложности около 50 тысяч рублей, - сообщила Наталья Ганькина. - Ребёнку в силу имеющегося у него заболевания необходимо было медицинское наблюдение, нужно было периодически ложиться в больницу. Но мама по непонятным причинам просто не обращалась за помощью. И ребёнок в силу заболевания признан инвалидом, у него имеется индивидуальная программа реабилитации. Можно было за бюджетные деньги получать абсорбирующее бельё и другие средства реабилитации. Но мама не обращалась за этим, объясняя это тем, что такой необходимости не было. 

Детский омбудсмен также рассказала, что в августе 2020 года Матвееву уже привлекали к ответственности за неисполнение родительских обязанностей, но по непонятным причинам на учёт не поставили. Девочку трижды в неделю посещал школьный учитель, но тоже не обратил внимания на её состояние. 

- Для того чтобы была полная картина, я обратилась в следственный комитет, потому что многое нужно было оценить: состояние ребенка, наличие сопутствующих заболеваний и всё, что могло повлиять на то состояние, которое было на момент поступления в больницу. Органы следствия, проведя доследственную проверку, решили возбудить уголовное дело, - говорит Наталья Ганькина. 

Уполномоченная по правам ребёнка обратилась и в прокуратуру, усмотрев недостатки в работе органов профилактики. Прокуратура, проведя проверку, выявила нарушения и выдала представление главе района. 

- Получается, на тот момент, когда ребёнок поступил в больницу, я поставила вопрос о том, чтобы не было изъятия ребёнка из семьи. Наоборот, можно было принять решение, чтобы специалист органов опеки лежал с ребенком в больнице и чтобы мама также легла в больницу с ребенком, провела с ней время в условиях медучреждения, посмотрела, как осуществлять уход за ним, выполняла инструкции медперсонала, то есть постоянно была рядом и смотрела на других мам и других детей. Чтобы в этой среде она всё-таки включила материнский ресурс для понимания, как нужно ухаживать за своим ребёнком, - сказала Наталья Ганькина. 

Детский омбудсмен уведомила об этой ситуации социальный блок Заиграевского района, чтобы те, в свою очередь, осуществляли контроль за семьёй и не оставляли её без внимания. 

«Вес у нее всегда прыгает»

Нашим коллегам из «Московского комсомольца» в Бурятии» удалось поговорить в Любовью Матвеевой как раз в тот день, когда ее навещали проверяющие органы. Когда представитель прокуратуры предложил на время следствия отдать Машу в реабилитационный центр, Любовь отказалась, аргументируя это тем, что ребенку с мамой лучше. 

Любовь Матвеева живет в селе всю свою жизнь и не собирается отсюда уезжать. 

- Тут тихо, красиво, волков нет. И еще у меня машины нет, поэтому мы нигде не были, даже в Улан-Удэ, пока Настя в больницу не попала. Но мне тут нравится. Единственное, нет ничего, кроме маленького магазина. Ни школы, ни больницы, ни клуба. Мы иногда ездим на такси в Онохой в супермаркет за продуктами. 350 рублей стоит в одну сторону. И все, - рассказывала женщина. - Я все делаю, что надо. Лекарства даю, кормлю Машу. Она общительная, ходит, бегать у нее не получается. Нормально ест, не как взрослый, конечно, но нормально. А вес у нее всегда прыгает. То килограмм прибавится, то убавится. Я не знаю, от чего это зависит. 

В тот ноябрьский день, когда девочка попала в больницу, по словам матери, ничего не предвещало беды. Любовь сходила в магазин, купила молоко. Маша нормально покушала, а к вечеру начала задыхаться. 

- Мы вызвали «скорую», она долго ехала. Сначала нас привезли в Новую Брянь, а потом отправили в Улан-Удэ. В чем дочка была, в том она и приехала. Куртка грязная у нее была, да. Врачи мне говорили: «Вы ребенка запустили! Почему такой маленький вес?». Я объясняла, что у Насти вес скачет то туда, то сюда, - объяснила Любовь. 

Теперь женщина обещает возить дочь в реабилитационные центры, даже забрала для этого необходимые документы. Призналась, что выпивает, но нечасто. 

- Я очень не хочу отдавать Машу. Плачу иногда. Когда комиссия приезжала, налетела на Машу, стала задавать вопросы, та тоже расплакалась, - сказала она. 

«За семьей наблюдают с 2017 года»

Заместитель главы района по социальным вопросам Александр Митыпов: 

- Семья находится в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних с 2017 года, когда были проблемы с продлением инвалидности у ребенка. За весь период семью неоднократно посещали, каких-либо угроз здоровью или жизни девочки выявлено не было. Не было и сообщений о неблагополучии от педагога, который обучал ребенка на дому, и от медицинских работников, у которых ребенок находился под наблюдением. Ребенок имеет заболевание, связанное с задержкой физического развития. Ухудшение состояния здоровья девочки, надо полагать, связано с обострением заболевания. Более точные обстоятельства определит экспертиза, назначенная в рамках расследования уголовного дела по статье «неисполнение родительских обязанностей». 

Имена героев изменены в соответствии с действующим законодательством.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях