В марте 2017-го в Интернете начали набирать популярность мемы «Могучие рейнджеры России». Они появились в паблике «Duran» в «Твиттере» и за считанные часы разлетелись по другим соцсетям и блогам.
В юмористическом комиксе обыграли суперспособности рейнджеров, которые представляют разные российские регионы. В их числе – памятник вождю мирового пролетариата, расположенный на площади Советов в Улан-Удэ. Гигантская «голова Ленина» летает и стреляет лазером из глаз, а на ней сидит человек, вооружённый «защитной буузой».
Личность автора, который сегодня, к слову, является одним из самых известных русскоязычных интернет-художников, рассекретили только в январе 2021-го. И сделала это компания «Molfar», которая, судя по сайту, специализируется на проверке репутации и поиску данных о людях и компаниях, пишет «TJournal». Исследователи заявили, что Дюран – это 34-летний житель Петербурга Баир Раднаев. Также они поделились найденными фактами из его биографии и показали фото художника. Материал под названием «Кто такой Дюран» опубликовали в украинском издании AIN.UA.
В ответ Дюран сам завершил деанон и подробно рассказал о себе и своём прошлом в собственном telegram-канале:
- Другие деаноны читать не советую – там много дезы и отсебятины. В конце концов, всегда ведь есть азиат, который сделает это лучше тебя, – заявил он. – Дюрана зовут и всегда звали Баир Раднаев. Моя мама родом из села Курумкан, а отец – из деревни Могойто. Кстати, своё чувство юмора, полагаю, я унаследовал от отца, поэтому в веренице имён, которые повлияли на формирование Дюрана, он будет первым – его зовут Батожаб Очирович Раднаев. Это весьма известный и уважаемый в республике журналист и этнограф, посвятивший большую часть своей карьеры истории родного края.
Баир родился в Заиграево в 1986 году. В школьные годы он посещал секции шахмат, рэндзю и прочих интеллектуальных игр в доме творчества.
- Руководителем всех этих кружков был Олег Борисович Ловцов, – вспоминает Раднаев. – Думаю, он и его мама, Валентина Михайловна, которая вела у нас математику, заложили основы моего абстрактного мышления. В результате я на долгие годы променял социальные навыки на аналитические способности. И нисколько не жалею! Кстати, в самый первый раз меня задеанонили как раз-таки по отметке на фото с танграмом, что я сделал в том кружке.
Наш земляк окончил СОШ № 2 в Улан-Удэ.
- Она находится буквально за углом от площади Советов, на которой сидит та самая гигантская голова Ленина. Мой класс был математическим, то есть нас таскали по геометрии, алгебре и программированию, затачивая под поступление на мехмат. И вот за полгода до конца 11 класса я поступил на мехмат Новосибирского госуниверситета. Чтобы вы понимали масштаб абитуриентской гонки – по олимпиаде из Улан-Удэ в НГУ в тот год поступило два человека, и один из них – я. До этого пытался поступить на мехмат МГУ, но во втором туре Садовничий-младший срезал меня на устном экзамене. С тех пор не люблю Москву.
Студенческие годы Баир вспоминает с теплотой. Но признаётся, что до сих видит сны про то, как не может сдать зачёт по функану или ни черта не понимает на лекции по матстату.
- Но это было очень крутое время, – отмечает художник. – Правда, курсе на третьем я потерял интерес к математике. К тому моменту моя зачетка была набита отл. («отлично») до отказа, поэтому я просто перестал учиться, предпочитая ночи напролёт катать в Counter-Strike и писать рецензии на новинки кино для одного новосибирского сайта. В какой-то момент остыл на этот раз к программированию, поэтому где-то в этот период и появился Duran. В те времена, детишки, для многих в Рунете, в том числе для меня, было дико странно добровольно регаться в соцсетях под своим именем, поэтому и выбрал псевдоним.
Сейчас у уроженца Бурятии уже более 800 тысяч подписчиков во «ВКонтакте» и почти 350 тысяч – в «Твиттере». Комиксы Дюрана (это слово переводится как «любовь») периодически расходятся и по другим соцсетям. Художник долгое время ничего не рассказывал о себе, хотя с его рисунками выпускались книги и проводились выставки.
После первых успехов сообщества Раднаев сменил деятельность и стал работать в агентстве вирусного маркетинга «Сметана», а потом в других рекламных компаниях. О его связи с Дюраном все эти годы знали «сотни людей из питерской и московской рекламной тусовки».
- Прибавьте к этому десятки рекламных договоров, под которыми стояли мои настоящие ФИО, и вы получите гигантскую армию причастных к тайне «самого известного из неизвестных на постсоветском пространстве», как меня окрестили в последнем деаноне, – констатирует он. – Почему же, спросите вы, меня так долго не деанонили? На самом деле деанонили каждые полгода, но не лили пруфы в публичное пространство, а ограничивались звонками на номер или обращениями по имени в личке. После чего я подчищал очередной цифровой след и шёл дальше.
По словам Дюрана, на фото, оказавшемся в публичном доступе, действительно он. Но снимок сделали в 2016 году и с тех пор художник, как он сам отмечает, изменился. А тех, кто его всё же узнает, Раднаев попросил не подходить к нему.