Ещё весной в республике заработала новая система мониторинга людей, которые контактировали с заражёнными COVID-19 и должны соблюдать карантин. Тем, кто это требование игнорировал, присылали смс-уведомления с текстом «Внимание! Вами нарушен режим самоизоляции. Просим строго соблюдать карантин и не покидать место проживания. При повторном нарушении информация будет передана в контрольные органы».
Контрольные органы – это МВД по Бурятии и республиканское управление Роспотребнадзора. Кроме того, с помощью данных о геолокации сотовых телефонов, предоставленных мобильными операторами, в Бурятии решили смотреть за передвижением больных COVID-19 и определять, с кем они встречались во время инкубационного периода.
В октябре стало известно, что отслеживать по геолокации будут и тех, кто лечится от COVID-19 дома. Такое решение принял республиканский оперштаб по борьбе с коронавирусом. А три месяца спустя российские операторы сотовой связи попросили правительство оплатить им «контроль» «ковидников». Об этом говорится в письме министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максуту Шадаеву. Обращение ему ещё 21 декабря направила Анна Серебряникова – глава рабочей группы «Информационная инфраструктура» в АНО «Цифровая экономика», объединяющей основных операторов связи.
Известно, что эта некоммерческая автономная организация занимается развитием одноименной нацпрограммы. Само письмо имеется в распоряжении РБК. Из него следует, что Минцифры порекомендовало мобильным операторам (каким именно – не уточняется) возобновить с 5 декабря выгрузку геоданных в информационную систему ведомства «в рамках возобновления функционирования системы отслеживания перемещений граждан». Речь идёт о заболевших коронавирусом и тех, кто контактировал с ними.
Ведомство, по данным издания, планирует перезапустить систему в пяти регионах. Это Бурятия, Оренбургская область, Приморье, Забайкалье и Красноярский край. По данным местных управлений Роспотребнадзора и оперативных штабов по борьбе с COVID-19, c 3 декабря общее число заражённых во всех пяти субъектах возросло в 1,4-1,6 раз.
По словам Серебряниковой, возобновление передачи данных «связано с дополнительными издержками». Для этого потребуется привлечь постоянных сотрудников и выделить ресурсы внутренних систем для обработки информации.
- Следовательно, оказание таких услуг, по нашему мнению, должно осуществляться на возмездной основе в рамках договорных отношений, – заявила она.
Как утверждают источники РБК, раньше операторы не получали компенсаций за передачу сведений. На какую сумму они рассчитываются сейчас, в обращении не указано. Но при этом перечислены возможные источники финансирования – резервный фонд российского правительства или же средства федерального проекта «Информационная инфраструктура».
Представитель АНО «Цифровая экономика» отказался от комментариев. Так же поступили в МТС, «МегаФоне» и «ВымпелКоме» (бренд «Билайн»). Однако собеседники федерального издания в двух мобильных операторах сказали, что ответ на письмо они пока не получили. Один из источников подчеркнул: суммарные расходы на регулярную выгрузку данных о передвижении больных COVID-19 или контактировавших с ними составят десятки миллионов рублей в месяц.
По мнению главы информационно-аналитического агентства «TelecomDaily» Дениса Кускова, речь может идти и о «десятках миллионов рублей в месяц на каждого оператора в каждом регионе России». Дело в том, что контроль не проводится полностью автоматически – операторам придётся выделять для этого специально обученных людей.
Представитель Минцифры заявил: затраты на слежку несущественные, потому что программное обеспечение было разработано ранее. А для работы нужно несколько специалистов на неполный рабочий день.
- Вызывает удивление желание некоторых операторов дополнительно заработать, пока вся страна борется с коронавирусом, – сообщил он РБК.
Кстати, ранее против слежки за амбулаторными больными выступила депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева, у которой коронавирусом переболел супруг.
- Я считаю это нецелесообразным, – заявила народная избранница в ролике, который опубликовала в своём Instagram. – Если гражданин несознательный, он элементарно оставит свой мобильник и выйдет из дома вынести мусор или купить хлеб, выйдет за продуктами первой необходимости. Проблема в том, что эти люди считают себя здоровыми физически, понимают, что они в полном расцвете сил и позвонить добровольцам (которые помогают с доставкой продуктов и лекарств – прим. авт.) просто неудобно.