18-летний уроженец Агинского Бурятского округа Ганжур Тангатов, который учится на инженера в Красноярске, стал фигурантом уголовного дела о незаконном обороте «шпионских» устройств. Следователи заинтересовались юношей, когда тот опубликовал в сети объявление о продаже ручки с функцией видеозаписи, сообщает «Russia Today».
Молодой человек приобрёл гаджет на популярном сайте «AliExpress» ещё когда был школьником. Однако покупка не оправдала ожиданий, и Ганжур даже толком ей не пользовался. А после поступления в вуз решил продать ручку через Интернет. Желающий нашёлся уже через пару дней. Позже выяснится, что это сотрудник правоохранительных органов. В середине октября при передаче устройства «покупателю» студента задержали.
- Когда мы встретились, подошли четыре человека и сказали, что я задержан. Я в тот момент напугался очень, меня как-то парализовало, – признался Тангатов в разговоре с RT. – Просто пошёл, куда повели. Почему задерживают, объяснили не сразу. Потом сказали, что, оказывается, эту ручку посчитали «шпионской» техникой, оборот которой запрещён.
С самого момента задержания юноша подчёркивал, что умысла использовать ручку в незаконных целях у него не было, а о законе, запрещающем оборот специальных технических средств (СТС) для негласного получения информации, он никогда не слышал. Тем не менее, 9 декабря против Ганжура возбудили уголовное дело по статье 138.1 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает штраф размером до 200 тысяч рублей либо до четырёх лет ограничение свободы.
Адвокат Тангатова Константин Беляев отмечает: устройство, которое пытался продать его подзащитный, не должно попадать под действие уголовного кодекса. Юрист напомнил, что ещё в 2019 году в закон внесли примечание, выводящее из-под действия УК приборы, находящиеся в свободной продаже и предназначенные для бытового использования с открыто расположенными элементами управления. Сторона защиты не согласна и с результатами судебной экспертизы, по итогам которой устройство классифицировали как СТС.
По словам Беляева, на корпусе ручки хорошо видно кнопку, включающую режим записи фото, а во время работы гаджета в режиме фотосъёмки горит заметный световой индикатор. В соответствии с примечанием к статье 138.1 УК РФ, наличие этих признаков говорит о том, что прибор не является специальным техническим средством для негласного получения информации.
Эксперт, изучавший изъятую у Тангатова ручку, пришёл к другим выводам. По его мнению, устройство, несмотря на наличие световой индикации, можно использовать для скрытой съёмки.
- По конструктивным особенностям и по внешнему виду оно соответствует видеорегистратору, встроенному в корпус шариковой авторучки, что скрывает прямое назначение устройства и является средством камуфлирования под предмет другого функционального назначения, – говорится в экспертизе, текст которой имеется в распоряжении издания.
В свою очередь, привлечённый стороной защиты независимый специалист в своём отчёте пишет, что гаджет не может считаться СТС. Дело в том, что все органы управления устройством (включая индикатор, отражающий режимы работы) открыто расположены на корпусе. Независимый специалист также отмечает недочёты в экспертизе, проведённой по запросу следствия.
Беляев сообщил, что 30 декабря его подзащитного известили о завершении расследования. Однако 19 января следователь удовлетворил ходатайство стороны защиты о проведении повторной экспертизы, и расследование возобновили.
Тангатов опасается, что уголовное преследование может обернуться отчислением из вуза. Но надеется, что до суда дело не дойдёт и он сможет продолжить обучение.
- Я сейчас учусь на первом курсе, у меня техническая специальность. Когда завели уголовное дело, следователь позвонил в университет. Я, конечно, попытался объяснить ситуацию, но мне намекнули, что «уголовники» им среди студентов не нужны. Пока ещё учусь, но мне объяснили, что я смогу продолжить обучение, если уголовное дело прекратят либо меня оправдает суд. Очень переживаю, что из-за всей этой истории меня отчислят, – подчёркивает студент.
Адвокат юноши считает, что уголовное преследование в отношении Ганжура нужно прекратить, а на россиян, приобретающих приборы с функцией фото- и видеозаписи для бытового использования, должны перестать заводить уголовные дела. А ещё указывает, что ручка, которую приобрёл Тангатов, беспрепятственно прошла через таможню и почту, в то время как «запрещённые устройства выявляют и конфисковывают ещё на этом этапе».
- Он приобрёл устройство в свободной продаже и не мог знать, что это какой-то запрещённый гаджет, – пояснил адвокат. – Устройство декларируется как бытовое. Столько времени уже прошло с тех пор, как внесены изменения в закон об СТС, но уголовные преследования продолжаются. Мы хотим привлечь внимание СМИ к этой проблеме, потому что обидно, что молодому парню, студенту, вот так ломают жизнь.