Не так давно компания «Molfar», которая специализируется на проверке репутации и поиску данных о людях и компаниях, раскрыла личность анонимного интернет-художника Duran. Им оказался 34-летний уроженец Бурятии Баир Раднаев, который сейчас живёт в Питере. Исследователи поделились найденными фактами из биографии нашего земляка и показали его фото. Материал под названием «Кто такой Дюран» даже опубликовало украинское издание AIN.UA.
В ответ Баир сам завершил деанон и подробно рассказал о себе и своём прошлом в собственном telegram-канале. А в недавнем интервью «Медузе» признался, что момент раскрытия его личности оказался достаточно болезненным.
- Сам факт деанона неприятен – то, что другие, грубо говоря, распоряжались моими личными данными, – признался Раднаев. – Но то, как люди в Интернете это встретили, как отреагировали разные сообщества, мои подписчики, земляки – стало сюрпризом. Все восприняли это очень позитивно. Не ожидал такого.
Сначала Дюрану писали в «Твиттере» и Instagram и упоминали в публикациях.
- Это было похоже на злорадство. Всё случилось не по моей воле, поэтому эти люди чувствовали, что имеют надо мной какую-то власть, – отметил он. – Тогда я пришёл к выводу, что единственный способ выйти из ситуации – самому рассказать о себе, сделать свою версию деанона – такую, где будут правильно расставлены акценты. Чтобы показать, что никто не имеет права распоряжаться моими данными и как-то перевирать биографию. Оказалось, что это было правильным решением. После этого уже никто в соцсетях не злорадствовал, поскольку сам обо всём рассказал.
На малой родине Баир, по собственному же признанию, бывает «раз в пару лет точно» – здесь живут его родители. Он очень любит Курумкан и Могойто, где вырос, а вот от Улан-Удэ молодой человек не в восторге.
- В Курумкане потрясающие пейзажи, как будто из фэнтези. Поскольку я провёл там детство, это всё для меня – родные и лучезарные воспоминания. У всех такие есть. Мои связаны именно с Курумканом и Могойто. Конечно, всем рекомендую туда съездить хоть раз, – заявил Раднаев.
Улан-Удэ же, по словам Дюрана, «страдает от проблем, типичных для провинциальных городков».
- Никто не вкладывает деньги, все пытаются уехать, – перечислил он недостатки бурятской столицы. – Я периодически читаю в региональных изданиях, что происходит в республике. Там обычно два типа новостей. Первое – дикие собаки кого-то загрызли. Второе – глава Бурятии опять что-то мутит, поменял правительство, кого-то отчитал. Но по сути ничего не меняется. В Улан-Удэ точно никто не хочет жить. Все при любой возможности едут на заработки в Южную Корею, Европу или хотя бы в Москву. Цены на недвижимость выросли, теперь никто её себе позволить не может, никому она не нужна. От котельных в воздухе смог. Мне с детства не нравилась архитектура города и вездесущая пыль. Не чувствовал какой-то связи именно с Улан-Удэ.
Художник также рассказал об учёбе в местной школе, переезде в Новосибирск, работе в программировании и в рекламной сфере. А ещё сообщил, что не планировал заниматься никаким творчеством.
- Просто сидел в разных группах, участвовал в каких-то конкурсах и постепенно стал выкладывать свои работы у себя на странице. На меня стали подписываться какие-то люди. Потом, если помните, был такой сайт – durov.ru, и на нём можно было посмотреть, у скольких людей ты в закладках. Увидел, что у меня там уже предельное число фолловеров – тысяч пять, что-то такое. Понял, что нужно организовывать группу или паблик – и да, он выстрелил, – вспоминает Баир. – Никакой звёздности я точно не чувствовал, и анонимность в этом очень сильно помогала. Помогала сосредоточиться на работе.
Примерно 3-4 года назад Дюран ушёл из рекламного агентства, где работал до этого.
- Уже тогда я считал, что реклама умирает и сами рекламщики приближают этот конец. Стал сидеть дома, смотреть сериалы, фильмы, играть в игры, больше времени уделять себе. С точки зрения финансов это оказался правильный шаг – надо было сделать его гораздо раньше, – уверен Раднаев. – Что мне давала анонимность? Она позволяла не оглядываться на мнение людей. Будем честны, у меня довольно много спорных моментов в комиксах, кто-то может их неправильно понять или подумать, что та точка зрения, которой придерживаются персонажи – та же, которой придерживаюсь я, хотя это далеко не всегда так.
В реальной жизни наш земляк особо не прятался от знакомых.
- Сотни людей – особенно из московской и питерской рекламной тусовки – знали, кто я. Но были и люди со стороны, которые находили меня по каким-то левым признакам, изучали мои соцсети, какие-то фотографии, теги, выясняли, кто я, – добавил он. – Но обычно они не выкладывали это в публичное поле. Просто звонили, поздравляли с какими-нибудь праздниками или где-нибудь в комментариях называли меня по имени. Большого вреда это мне не наносило. Никто не делал гигантское расследование.
Сейчас у уроженца Бурятии уже более 800 тысяч подписчиков во «ВКонтакте» и почти 350 тысяч – в «Твиттере». Комиксы Дюрана (это слово переводится как «любовь») периодически расходятся и по другим соцсетям. Полную версию его интервью «Медузе» можно прочитать здесь.