В четверг, 28 января, в Прибайкальском районном суде прошло очередное судебное заседание по нашумевшему делу бывшего вице-спикера парламента Бурятии Баира Жамбалова, обвиняемого в смертельном ДТП, в котором погибла 17-летняя Галина Бурчевская. В ходе заседания выступили четыре важных свидетеля, чьи показания открыли новые неизвестные ранее подробности. Это случайный очевидец, вызвавший девушке «Скорую»; человек, работавший с камерами на дорогах; водитель рейсового автобуса и знакомый девушки, который тоже был в том самом автобусе.
Подавала признаки жизни
В этот раз заседание обещало быть «жарким». К двум часам дня в узком коридоре собрались несколько свидетелей, готовых в подробностях вспомнить события того страшного дня. Первым в суд пришёл Максим Бурчевский и занял уже привычное для него место на скамейке у входа в зал суда.
Вскоре пришёл и Баир Жамбалов в сопровождении двух адвокатов и, как обычно, не проронив ни слова и даже не посмотрев на отца погибшей девушки.
Перед самым началом процесса, секретарь судебного заседания сообщила, что из всех заявленных свидетелей пришли только четверо. Остальные, по её словам, сидят на карантине из-за ковида и находятся в отъезде в соседних регионах. Ожидалось и что в этот раз выступят свидетели, находившиеся в момент ДТП в «Ленд Крузере Прадо». Однако секретарь поведала, что до них не удалось дозвониться.
Первым в зал суда пригласили свидетеля, ставшего очевидцем ДТП, который вызвал «Скорую». Анатолий Кривогорницев в тот момент возвращался с двумя друзьями с рыбалки на озере Котокель.
Вот что он рассказывает об увиденном на месте происшествия:
- Сначала, насколько помню, стоял автобус. На правой полосе лежали непонятные вещи, пакеты лежали. После чего резкое торможение. Сразу припарковались, передо мной стоял грузовой автомобиль, «Тойота Приус». Вдалеке на обочине как бы стоял автомобиль – ориентировочно, внедорожник тёмного цвета, метрах в ста пятидесяти. Вызвали «Скорую», через 20-30 минут скорая прибыла на место.
Свидетель уточнил, что пока он ехал с рыбалки, этот внедорожник его не обгонял. Когда же он подошёл к пострадавшей девушке, с его слов, джипа на месте уже не было. Также мужчина добавил, что из этой машины к нему никто не подходил и не смог вспомнить, выходил ли из неё кто-нибудь.
- Пострадавшая находилась сзади автомобиля буквально в метрах десяти. На проезжей части. Признаки жизни да, подавала. Была одета в джинсы, тёмную куртку. На ногах - не помню что. Из грузовика вышел мужчина. Вместе с ним подошли ещё несколько мужчин. У девушки были множественные переломы рук, ног, - поведал Кривогорницев, отвечая на вопросы сторон процесса.
Свидетель также заметил на месте аварии осколки чёрного цвета, с хромированными деталями, а на месте, где стоял «Ленд Крузер» - следы съезда с дороги и разлитый по всему пути, начиная от потерпевшей, тосол.
Защитники Жамбалова, у которых перед глазами лежали материалы дела, подробно расспрашивали мужчину про автомобили, стоявшие на месте ДТП и проезжавшие мимо. В частности, адвоката Александра Тармаханова интересовали различные нюансы: какой автомобиль где стоял, кто и с какой стороны из него выходил, через какое время кто уехал. Особенно защитника беспокоило местоположение грузовика с дровами, припарковавшегося недалеко от места аварии. К сожалению, нам данную информацию не удалось логически связать с самим происшествием.
Госномер был чем-то закрыт
В качестве второго свидетеля на заседании допросили программиста «Бурятрегионавтодор» Владислава Бамбаева. Дело в том, что именно эта организация обслуживает пункт весового контроля в местности Ангыр. Он оборудован средствами фото- и видеофиксации и фиксирует проезжающие мимо автомобили.
- Фотографирование проводится в любом случае, автомобильный транспорт, проезжая через пункт контроля, фиксируется. Там выходит акт, в котором записано время проезда, скорость проезда и ширина, высота. Видеосъемка срабатывает в случае нарушения, - объяснил программист.
В январе прошлого года к Бамбаеву обратились следователи, которые запросили данные по трём автомобилям: «Ленд Крузер Прадо 150», которым в тот день управлял Жамбалов, «Фольксваген Туарег» без госномеров и ещё один «Ленд Крузер».
- Попросили провести выборку по стационарным камерам по трассе «Улан-Удэ – Курумкан» до села Турка и в обратном направлении в период с 18:00 5 января 2020 года до 22:00 5 января 2020 года. Я сделал отборку по дате, искал необходимые автомобили. Сначала нашел третий автомобиль. У нас в программе есть фильтр ГРЗ, туда вбиваешь госномер, и он находит. Потом поставил фильтр на номера, которые не определились. Пробовал забивать номер «Тойоты Ленд Крузер Прадо», не получилось. Дальше я поставил фильтр номеров, которые не определились. В регистрационном знаке этой машины было препятствие для разбора, что-то там было, закрыт был. Проехал он примерно в 08:33 в сторону Байкала. Обратно его не было. «Туарег» примерно в 12:00 проследовал в сторону Байкала, возвращался он, точно не помню, вроде бы в 20:18, - рассказал программист.
- Вы проводили по фильтру неопределенных номерных знаков. Сколько «Ленд Крузеров» проходило таких? Больше одного? – резко оживился адвокат Жамбалова Аюр Лыгденов. - Сколько машин «Туарегов» прошло без определенных номерных знаков за этот день? Вы назвали «Прадо», который проезжал в восемь утра, и «Таурег», который в 12:00 в сторону Байкала и обратно в 20:18. Почему вы запомнили именно их?
Свидетель пояснил, что не может в точности ответить на этот вопрос, так как не помнит всех деталей. Он лишь упомянул, что в полночь в сторону Байкала проезжал автомобиль, похожий на «Туарег», но точную марку авто не получилось определить из-за темноты.
Сгоревший автобус, наушники и капюшон
Следующим свидетелем стал водитель автобуса «Улан-Удэ – Турунтаево – Кика», на котором Галина Бурчевская возвращалась домой, - Александр Дыбков. Мужчина вспомнил события, предшествующие аварии.
- Выехал в 17:15 из Турунтаево, как обычно. В сторону Кики за Турунтаево на остановке стояла женщина, я её подсадил. Она была нетрезвая и мешала мне ехать всю дорогу. Когда надо было мне отвернуть в Батурино, она меня отвлекала, и я проскочил отворот. Встали две женщины, сказали: «Нас дальше высадите на две остановки». И Галя подошла, а я и не заметил, как она села на автобус, и оплату передает. Пока я её рассчитывал, спросил: «Ты здесь (выходишь)?» Она ответила: «Я тут выйду». Галя вышла, и пронеслись две машины. Я поехал. Дальше высадил этих женщин. А потом позвонила мне мать погибшей, когда проехал следующую деревню. Тогда и понял, что сбили девушку, - тяжело рассказал он.
Сам момент ДТП водитель не видел, но уточнил, что перед тем, как начал отъезжать, увидел, как мимо «пронеслись» две машины практически одновременно.
- Звука тормозов не было слышно. Не видел, как они тормозили. Большая часть автобуса у меня стояла на обочине, а левое колесо сантиметров на 30 на проезжей части. Потерпевшая вышла на обочину и пошла обходить автобус сзади. Две-три минуты я стоял. Обычно мы заезжаем в само Батурино, к храму. Я подумал, что двух женщин надо высадить здесь. Забыл, что двое до Батурино едут. Поэтому резко тут остановился. Я хотел завезти, но они сказали: «Нам там». В итоге вышли на следующей остановке, - сообщил он.
Дыбков уточнил, что те машины, которые, по его словам, пронеслись мимо по встречной полосе, обгоняли одна другую.
- Я услышал щелчок, ну скрежет какой-то, не знаю, как объяснить. Подумал, что они столкнулись. Полагаю, что это были машины иностранного производства, потому что отечественные так не ездят. Следующие машины уже начали останавливаться, - добавил водитель автобуса.
Адвокат Александр Тармаханов ходатайствовал об оглашении ранее данных показаний свидетеля водителя автобуса, поскольку заметил противоречия между ними и показаниями Дыбкова в суде.
- Сегодня свидетель говорит о времени от двух-трёх минут, как он высадил, а на стадии предварительного следствия говорилось о времени в разы короче. Сегодня на суде он говорит, что видел две проезжающие машины до того, как начал отъезжать. На предварительном следствии говорил противоположную информацию. Допрошенный сейчас говорит про какой-то щелчок, звук. Ранее, когда следователи три раза его допрашивали, сведений об этом вообще не имелось, - возмутился защитник Жамбалова.
Судья удовлетворил его ходатайство и огласил показания Дыбкова с предварительного следствия.
Из показаний Александра Дыбкова: «Если бы наезд на девушку произошёл, когда я тронулся с остановки на проезжую часть, то я бы в любом случае увидел это ДТП. <..> Я бы в любом случае услышал звук удара, тормозов и увидел бы, что машина притормаживает перед ДТП. Когда я выезжал на проезжую часть дороги, машины во встречном направлении двигались, ни одна из машин не тормозила».
- Сейчас вы говорите про щелчки, как данное противоречие можете объяснить? Почему вы ранее, на предварительном следствии таких показаний не давали? – с подозрением спросил адвокат Тармаханов.
- Я не говорю, что щелчок. Ну, там что-то непонятное такое. Я забыл или не придал этому значение. Я тот момент плохо помню, а когда видео мне показали, то в памяти прояснилось, - ответил водитель.
- Ну, это на видео, оно с другой машины. Но это же не говорит о том, что вы это видели. Вы показания в суде подгоняете под те данные, которые вы видели на видеорегистраторе, так что ли? Это маразм! – возмутился адвокат.
Второй адвокат Жамбалова Аюр Лыгденов спросил у Дыбкова был ли на Бурчевскую надет капюшон и была ли она в наушниках.
- Капюшон да, был. Наушники - не помню, - ответил свидетель.
Кроме этого, защитнику Максима Бурчевского Андрею Налётову удалось выяснить у Дыбкова, что автобус, на котором погибшая возвращалась домой, сгорел вместе со всеми документами и ГЛОНАССОМ, до того, как следователи успели из него что-либо изъять.
«Не говори родителям, что я села в Турунтаево»
Последним свидетелем выступил 18-летний знакомый и односельчанин Галины Бурчевской Антон Бурдуков. Его показания значительно разнятся с показаниями водителя автобуса. Например, парень сообщил, что не слышал в салоне каких-либо шумов, источником которых была пьяная пассажирка, которую, как рассказывал свидетель Дыбков, он подсадил по дороге после Турунтаево.
- Я не заметил каких-то шумов-гамов, то есть такого я не помню. Всё, по-моему, было очень тихо, и я не помню, чтобы был какой-то шум, - рассказал Антон.
Также выяснились подробности, о которых не знал даже отец погибшей. Оказалось, что Галина села в автобус не в Улан-Удэ, а в Турунтаево. Однако на само уголовное дело этот факт никак не влияет.
- У нас была остановка в Турунтаево, минут 15. После этого мне Галя написала: «Можешь не говорить моим родителям, что я села в Турунтаево?» Я её не заметил, только проснулся, был очень уставший. Я спросил, где она, она ответила: «Я сижу сзади тебя». Я повернулся, увидел её, - поведал молодой человек.
Он уточнил, что на Галине не был надет капюшон, когда она выходила из автобуса. Не заметил Антон при девушке и наушников.
После допроса Бурдукова заседание завершилось. Судья убедительно попросил гособвинителей обеспечить явку оставшихся свидетелей на следующий суд, который состоится 4 февраля.
Продолжение следует
Баир Жамбалов из здания суда вышел, как обычно, молча, не желая отвечать на вопросы журналистов. Однако ушёл он совершенно один. Максим Бурчевский всё заседание мужественно держался, после процесса долго беседовал со своим адвокатом, а после поговорил и с журналистами.
- У свидетелей некоторые показания разнятся, видимо в связи с тем что прошло уже достаточно времени с того дня. Основные показания ни у кого не изменились. Некоторые свидетели сегодня не явились. Я ждал показаний тех свидетелей, которые были в «Ленд Крузере Прадо», но сегодня они не появились, - сказал отец погибшей.
Он также отметил, что не понимает сторону защиты Баира Жамбалова:
- Если, как господин Жамбалов говорит, что его не было на месте ДТП, я не понимаю их вопросов. Если ты уверен, что ты там не был, сиди ровно тогда. Зачем какие-то ненужные эти вопросы, которые ни о чём?