В этом году 28 января праздновала своё 101-летие одна из долгожительниц Бурятии Цыпилма Жигжитовна Жигжитова. Она прожила долгую, трудную, но все же счастливую и интересную жизнь.
«Кулак Цыпилма»
Цыпилма Жигжитовна была единственной дочерью у своих родителей. Рождение девочки выпало на нелегкое для страны время - 1920 год. Коллективизация, раскулачивание, репрессии, война - все это прошлось катком по судьбам людей, в том числе и по Цыпилме Жигжитовне. Тем более осложняло жизнь и знатное происхождение ее семьи, так как ее мать, Рыгзема Дондокова, была из богатой семьи галзутского рода.
- Было такое, что, когда она пришла в клуб на празднование 8 Марта, подошли милиционеры и сказали, что ей нельзя заходить, - рассказала дочь долгожительницы Жаргал Балдановна.
Но ни одно оскорбление не сравнится с воспоминанием о тюрьмах. Дело в том, что в лагерь попали ее бабушка, а также жена дяди Цырен-Дулма. Подросшая девочка ходила к воротам тюрьмы, чтобы передать еду родственникам.
- Милиционеры иногда брали еду, а чаще ругали, оскорбляли, прогоняли. Носила она в тюрьму всегда одно и то же - суп, сваренный из бараньей головы. Дома в сенях лежал мешок бараньих голов, и они каждый день варили половину головы. То ли купили по дешевке, то ли кто-то им дал по доброте – мама сейчас не помнит, - рассказывает Жаргал Балдановна.
Но вскоре жену дяди Цырен-Дулму сослали в Иркутскую область, а бабушку отпустили. Но уже в 1937 году арестовали отца, Жигжита Доржиевича Доржиева, который был заведующим общим отделом Хоринской АИК. В марте 1938 года он умер в тюремной больнице от сердечного приступа. Так они с матерью остались вдвоем и стали легкой добычей для коллективизаторов, что пытались отнять их дом. Но, несмотря на юный возраст (почти 18 лет), Цыпилма Жигжитовна не побоялась обратиться в правоохранительные органы и отстояла свое жилище.
Бойкий характер женщины припоминают и ее одноклассники.
- Дедушка говорил: ваша мать была хулиганкой, бегала по партам. А однажды догнала одного мальчика и запихала ему в штаны снег. На вопрос, зачем она это сделала, мама сказала: «А он же обзывался!» Было у мамы прозвище «Кулак Цыпилма», - говорит дочь.
Материнство - самая трудная работа
В 1939 году, окончив девять классов в родном селе, Цыпилма Жигжитовна была направлена в Улан-Удэ на педагогические курсы, а спустя год ее назначили учительницей в Коминтерновскую начальную школу. Несмотря на назначение, женщина продолжала обучаться педагогическому ремеслу и летом 1941 года вернулась в столицу на курсы повышения квалификации.
- 22 июня 1941 года мама прогуливалась с подругами вниз по улице Ленина, и вдруг по громкоговорителю прозвучало объявление о начале войны. Каждый год 9 Мая, сидя за праздничным столом, мы просим маму еще раз рассказать об этом. И каждый раз, слушая ее вновь и вновь, как будто переживаешь вместе с ней то тяжелое чувство тревоги и неминуемой беды. На следующий день курсы распустили, и все поехали домой. А дома уже полным ходом шла мобилизация, - рассказала женщина.
В годы войны наша героиня работала учительницей в Коминтерновской, Чесанской семилетней, а также в Молотовской начальной школах.
Но в июле 1957 года в связи с переводом мужа ей пришлось сменить работу учителя на работу продавца магазина в Верхне-Кодунске. Трудно поверить, но в те годы маленькая сельская школа не нуждалась в кадрах и была полностью укомплектована. Хотя в Верхне-Кодунске семья прожила недолго, вскоре на семейном совете было решено переехать в районный центр, в Хоринск, чтобы дети могли получить среднее образование.
- В то время наш отец Балдан Базарович Дамдинов занимал должность председателя Верхне-Кодунского сельпо. Весной 1960 года отец смог перевезти свою семью в районный центр в построенный им дом, - вспоминает Жаргал Балдановна.
В 1964 году женщину постигло новое горе: от сердечного приступа умер супруг, оставив ее с тремя детьми-школьниками.
Чтобы дети не знали нищеты, Цыпилма Жигжитовна работала в магазине продавцом, уборщицей и истопником в одном лице. Бралась за любые подработки, ведь по части рукоделия она была большая мастерица и обладала хорошим вкусом. Шила не только модные платья для дочерей, но и пальто, унты и даже шубы. Сейчас дети благодарны матери за то, что не знали нужды.
- По выходным хотелось подольше поспать, но нас будил непередаваемо вкусный запах дрожжевого теста, которое мама ставила с вечера. Не забывается до сих пор этот запах нашего детства, нашего уютного теплого дома. Приходилось вставать, потому что очень хотелось горяченьких пышненьких оладушек, - вспоминает дочь.
Благородная старость
Несмотря на все невзгоды, Цыпилма Жигжитовна смогла вырастить детей и дать им высшее образование. К слову, женщина позже родила еще троих детей. Только будучи родителем, можно осознать, каких трудов, моральных, физических и материальных усилий стоило матери благополучие детей.
Наша героиня имеет множество грамот, благодарностей и медалей, в том числе звания матери-героини, ударника коммунистического труда и ветерана труда. Вышла на пенсию в 1980 году и переехала в Улан-Удэ поближе к детям.
Сегодня Цыпилма Жигжитовна бабушка 11 внуков, 20 правнуков и пока одной праправнучки.
- Говорят, пока живы родители, мы в любом возрасте остаемся детьми. Потому что знаем, что наши родители никогда не перестают заботиться и переживать за каждого из своих детей. Родительская любовь и забота – величайшая ценность в этом мире, - говорит Жаргал Балдановна.
В чем секрет долголетия Цыпилмы Жигжитовны? Конечно, годы дают о себе знать, подводят зрение и слух, но не память и ум. Она никогда ничего не забывает, всегда знает лучше всех, что нужно делать в той или иной ситуации, всегда может дать дельный совет любому, кто в этом нуждается. Следит за новостями, интересуется политикой. Если спросить, в чем секрет ее долголетия, вряд ли ответит серьезно, скорее всего, отшутится. Просто всегда отличалась жизнелюбием, активной жизненной позицией, добротой, трудолюбием и поразительным чувством юмора. Вот и весь секрет.