«Собеседник» опубликовал большую статью, посвящённую борьбе с бездомными псами в разных российских регионах. Издание напоминает, что в стране вот уже год действует закон «Об ответственном обращении с животными». Убивать бродячих четвероногих теперь можно только если они смертельно больны и страдают. В остальных случаях их должны стерилизовать, вакцинировать, чипировать и возвращать обратно на улицы.
Из-за участившихся нападений собак на людей население разделилось на два лагеря. Одни предлагают убивать расплодившихся животных, другие – действовать гуманно, как того и требует новый ФЗ. Среди самых горячих точек на «собачьей» карте России оказался Улан-Удэ и, в частности – микрорайон Забайкальский, где псы несколько раз набрасывались на местных жителей. Их жертвой в конце декабря стала 20-летняя Таня Лоскутникова, на которой практически не осталось живого места.
- Она была в одних ботинках, вся одежда разорвана, – рассказала «Собеседнику» очевидец событий Александра. – Девушка находилась в сознании, но, видимо, от боли и шока не могла даже кричать. Сухожилия вывернулись наружу, лицо тоже искусано.
Сейчас наша землячка находится в клиническом центре имени Сеченова в Москве. Её ждёт несколько пластических операций и длительная реабилитация.
- У нас в городе – шесть-семь тысяч частных домов, и можно предположить, что в половине частного сектора держат собак, – объясняет ситуацию руководитель городской пресс-службы Тамара Нагуслаева. – Владельцы нестерилизованных питомцев выпускают их на самовыгул, и те сбиваются в стаи. В зафиксированных случаях укусов участвовали и домашние собаки. Например, на двух девочек напал алабай, который сорвался с цепи.
Местные зоозащитники уверены: не только безответственные владельцы питомцев, но и городские власти внесли свою лепту в разразившийся в Улан-Удэ «собачий» кризис.
- В прошлом году власти на торгах предпринимателям предлагали отработать за заниженную цену. И никто не брался – мало того что предлагают смешные деньги, ещё и непонятно, куда после отлова везти животное. Муниципальный приют не построили, – отмечает сопредседатель региональной общественной организации «Зоозащитники Бурятии» Наталья Филиппова.
Когда дошло до точки кипения, бурятские чиновники не нашли ничего лучше, как обнаружить в городе бешеную лису, объявить режим повышенной опасности и начать зачистку, пишет издание.
- Под этим предлогом истребляют собак, – добавила Филиппова. – Их уже столько с декабря убили, что непонятно, откуда они берутся.
У многих жителей микрорайона Забайкальский свой ответ на этот вопрос – якобы псы приходят из частного приюта «Надежда», расположенного неподалёку. Координатору Виолетте Краснобаевой теперь приходится оправдываться, что её подопечные к нападениям не имеют отношения. И принимать угрозы.
- После нападения на мальчика наш приют подожгли, но мы вовремя заметили, потушили, – рассказывает Виолетта. – От сочувствующих мне приходят сообщения, что жители собираются ставить у приюта капканы.
Питомник даже решили перенести в другое место, от греха подальше. В ДК микрорайона открыли оперативный штаб, который принимает заявки на отлов животных. Для патрулирования территории даже привлекли квадрокоптер.
Меры принимаются беспрецедентные. Депутаты внесли поправки в административный кодекс и увеличили для владельцев собак штрафы до трёх-пяти тысяч за самовыгул и отсутствие регистрации. Но вот спасёт ли это Улан-Удэ от «бешеных» псов?
- Я думаю, что штраф должен быть 50 тысяч рублей, – говорит Краснобаева. – Собака должна стать дорогим удовольствием. Но так, как сейчас происходит, когда их убивают, быть не должно.
«Должны ответить конкретные чиновники»
По словам главы думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, раньше на уничтожение собак в России заключали контракты на два миллиарда рублей.
- Это был огромный рынок, и всех это устраивало. Прежде всего – компании, которые занимались ликвидацией бродячих животных. С каждым годом число убитых собак – по крайней мере, на бумаге, росло, хотя по логике должно было сокращаться, – заявил народный избранник. – Новая схема (отлов – стерилизация – вакцинирование – чипирование – выпуск) опробована и действует в регионах. В Нижнем Новгороде нет таких проблем. Там не убили ни одной собаки и нет нападений, потому что построили приюты. Численность бездомных животных удалось сократить. К властям Бурятии возникает вопрос – почему вы этим не занимались, довели ситуацию до точки кипения, а теперь хотите, чтобы вам разрешили нарушить закон и убивать собак? За все эти укусы в Улан-Удэ должны ответить конкретные чиновники.
Ранее депутаты Госдумы обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить, как в столице Бурятии исполняется закон об ответственном обращении с животными. По мнению вышеупомянутого Бурматова, этот ФЗ в Улан-Удэ просто не работает.
- Какие ещё законы нужно приостановить в Бурятии? Может быть, действие Конституции там тоже нужно приостановить? – возмутился госдумовец в разговоре с «Известиями».
Он заявил: местные власти не позаботились о создании приютов для бездомных четвероногих и теперь ищут этому оправдание.
- Они были обязаны построить приюты и сейчас пытаются прикрыть своё бездействие. Если собаки там стали нападать на людей, наказывать нужно муниципальных чиновников, – добавил народный избранник.
Напомним, на недавней сессии Народного Хурала депутаты долго спорили о собаках. Тогда прозвучало много предложений. Но все они касались изменения федерального законодательства. С соотвествующей инициативой в Госдуму депутаты Народного Хурала все же планируют обратиться, но чуть позже.