Предприниматель из Бурятии Майя Драган, основавшая несколько брендов одежды и сумок, уверена, что запустить свое дело без больших денежных вложений можно даже в кризисное время. Не так давно в свет вышла её книга, в которой она рассказывает о подводных камнях и учит грамотному ведению бизнеса.
В 2016 году Майя Драган родила первенца. Счастье от встречи с сыном омрачало лишь одно - нигде не было подходящей одежды для кормящих мам. Всё, что продавалось в специализированных магазинах, навевало уныние и тоску. Тогда Майя решила сама шить одежду для беременных и кормящих женщин. И построила на этом успешный бизнес. Сегодня вместе с мужем и детьми Майя живёт в Москве, зимует в тёплых странах и делится с людьми своим опытом в бизнесе. У неё свой блог в Instagram и на YouTube по «Вайлдберриз» и теме создания бренда.
- Майя, в одном из своих интервью вы говорили, что всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Сделал ли 2020 год сильнее ваш бизнес? Сказалась ли как-то пандемия на прибыли бренда Chicmama?
- Ушедший год, несмотря на все сложности, для меня и моего бизнеса стал очень хорошим, даже прорывным, я бы сказала. С приходом пандемии, когда закрылись все магазины, наши продажи многократно увеличились - люди стали больше покупать онлайн. Безусловно, это сделало нас сильнее. Мы осознавали возможность «Чёрного лебедя» (теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автор теории - Нассим Николас Талеб, известный американский экономист, мыслитель и автор бестселлера «Черный лебедь». - Прим. автора). Мы понимали, что всё может кардинально измениться, что нужно действовать, быстро подстраиваться под ситуацию. Тогда преуспели те предприниматели, которые перешли в онлайн и на доставку. Наша прибыль увеличилась как минимум в два раза. Более того, во время пандемии мы закончили ремонт швейного цеха. Сегодня в нём работают 15 человек - люди, потерявшие работу в 2020-м.
- Сколько у вас сотрудников на сегодняшний день и кто чем занимается? Это ваши друзья, ученики или люди, которых вы нашли сами, по рекомендациям?
- Мои сотрудники делятся на две группы. Первая - люди, которые работают офлайн и которых невозможно перевести на удалёнку: швеи, закройщик, технолог и конструктор. Вторая группа - дизайнер, СММ-менеджер, бренд-менеджер, таргетологи - работает удалённо. В общей сложности около 20 человек. Большинство пришли сами, узнав о вакансиях из моего блога. Они были заочно уже знакомы со мной и моей деятельностью. В швейном цехе трудятся швеи и закройщик, который подготавливает заготовки для швей. Закупщик занимается закупкой материалов и фурнитуры. Отдельный менеджер отвечает за размещение на сторонних производствах - у нас не всегда хватает своих ресурсов для пошива достаточного количества изделий. Менеджер по маркетплейсу занимается подготовкой и отгрузкой наших товаров для интернет-магазинов «Вайлдберриз», «ЛаМода», «Озон» и «АлиЭкспресс». Главный технолог, она же начальник цеха, всех курирует, считает зарплаты, готовит план пошива и обучает швей более эффективному и быстрому шитью. Конструктор готовит лекала, а дизайнер - дизайн коллекции.
- Сколько вебинаров вы проводите в год? Активны ли жители Бурятии в этом плане?
- Обучающие курсы я запускаю примерно раз в три месяца. Да, в последние полгода я заметила подъём активности среди жителей родной республики, чему очень рада. Возможность продавать на маркетплейсе, в частности «Вайлдберриз», стала доступна всем, и жители республики ею живо интересуются. Сейчас заняться бизнесом можно, даже если на начальном этапе у тебя совсем небольшой бюджет.
- Сколько людей вы обучили за всё время? Есть ли те, у кого не получилось?
- За всё время я обучила более трёх тысяч человек. Как правило, это курсы по созданию бренда одежды. Совсем недавно стартовал курс по «Вайлдберриз», где я передаю ученикам свой опыт. Многие выпускники из Бурятии, которые раньше ничего не знали о продажах на «Вайлдберриз», сегодня имеют миллионные обороты. Кто-то продаёт товары из Китая, кто-то нашёл производителя в России и, живя в Улан-Удэ, организует закупку у производителя и отгружает на «Вайлдберриз». Некоторые сами производят товары. Конечно, есть люди, у которых не получилось: одни сомневаются в своих силах, другие откладывают на потом. На успешность того или иного продукта влияет очень много факторов. Бизнес - это не только про взлёты и заработок, но и про падение и тестирование гипотез.
- Не страшно ли собственными руками взращивать себе потенциальных конкурентов?
- Я не отношусь к предпринимателям, которые хранят весь свой опыт в шкатулочке и никому его не показывают. Ведь конкуренция - двигатель торговли, и она как раз показывает, что на рынке есть деньги. Наличие конкурентов заставляет всё время развиваться и двигаться. Я всегда говорю, что не стоит повторять за кем-то, по крайней мере, делать один в один. Нужен творческий подход, изюминка. Да, многие ученики повторяли за мной, и появилось множество брендов одежды для кормящих мам. Тем не менее у каждого из них свой подход, свои модели. Да и я не стою на месте, постоянно создаю новые ниши. Полностью скопировать голову человека невозможно, поэтому я не боюсь делиться своими знаниями. Правило Вселенной: чем ты больше отдаёшь, тем больше получаешь.
- Что из ваших товаров в ушедшем году больше всего пользовалось спросом?
- Многие во время самоизоляции сидели дома. Люди чаще стали заказывать комфортную домашнюю одежду. Например, трикотажные костюмы, не сковывающие движения, футболки со свободной посадкой и одежду, которую можно также носить на улице. Думаю, что этот тренд продлится, ведь неизвестно, когда закончится вся эта история с изоляцией.
- Не так давно вы выпустили книгу «Бизнес на всю катушку». В чём её ценность?
- Сама я начинала в 2016 году, когда не было ни книг, ни курсов, и я буквально по крупицам собирала информацию, как создать бренд одежды. В книге я решила поделиться всем своим опытом и в том числе рассказала о своём жизненном бэкграунде: с чего всё начиналось в Улан-Удэ, какие кружки и секции меня закалили, заложили какой-то камень для дальнейшего бизнеса. Сейчас получаю сотни отзывов о том, что книга полезна. Очень рада этому и думаю, что она не последняя.
- Многие шутят, что 2020-й был лишь трейлером к фильму и что стоит готовиться к худшему. Какие планы вы строите на наступивший год?
- Хотелось бы, конечно, сказать, что в 2021 году я планирую путешествовать… Но, увы, есть ограничения. Тем не менее из доступных стран хотелось бы посетить новые вместе с семьёй. Также в планах запуск новых бизнес-проектов. Как правило, все мои проекты рождаются из моих потребностей: если я сама не могу найти на рынке то, что мне нужно, то создаю это сама. Мы с мужем постоянно ищем новые интересные ниши. Будем заниматься этим и дальше.
- О чём вы попросили бы Деда Мороза в наступившем году?
- Наверное, нет того, что я попросила бы у него. Единственное, хочу, чтобы мои близкие были здоровы. Всё остальное можно купить.