Представительницы движения «Я – свобода», которое появилось в Бурятии пять лет назад, и наша землячка Долгор Ангархаева запустили в соцсетях необычный флешмоб. Называется он челлендж #сохи по #hээр шаалга. Его цель в том, чтобы девушки и женщины, занимающиеся разбиванием хребтовых костей – а таких в республике около полусотни – смогли заявить о себе.
Сама Долгор, которая работает учителем физкультуры в Туранской школе (это Тункинский район) – профессиональная костоломка и чемпионка «Ёрдынских игр» 2019 года. А ещё – мать пятерых ребятишек. Она увлеклась hээр шаалга три года назад и с тех пор делает это под руководством личного тренера – Гомбо Зурбакова.
- Наши бабушки, сидя на коне, ломали кости прямо на скаку. И я хочу, чтобы молодое поколение девушек вспомнило эту традицию, чтобы глядя на меня, на нас, не страдали ерундой в телефоне, а развивали свою силу, ловкость, упорство, дух. Вот моя цель – пояснила Ангархаева.
Запуская челлендж, Долгор хотела бы сделать костоломок из Бурятии «видимыми». Кстати, поучаствовать в нём могут и все желающие из других регионов. Для этого достаточно снять видео с разбиванием кости и опубликовать в Instagram под соответствующим тегом. Лучшие ролики разместят в официальном аккаунте движения «Я – свобода» и, возможно, проведут презентацию этого вида спорта в Улан-Удэ.
В нашей республике соревнования по разбиванию хребтовой кости – и традиция, и спорт, и своеобразный ритуал. Одной силы здесь мало – нужны ещё ловкость и смекалка. Напомним, весной 2019-го в любители «hээр шаалга» записали самого отвязного бойца UFC Конора Макгрегора, который как раз подумывал уйти из большого спорта.
В прошлом году игру решили официально зарегистрировать, и вокруг её названия разгорелись жаркие споры. Федерация этноспорта республики и её президент Алексей Гыргенов высказались за «сээр хухалха». Но директор Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института Бурятского госуниверситета Гарма-Ханда Гунжитова провела экспертизу и пришла к выводу, что «более корректным представляется использование варианта «hээр хухалха», а ещё более целесообразным – «hээр шаалга», которое уже получило широкое распространение».
После этого в соцсетях началась перепалка, в которой участвовали и спортсмены, и учёные, и организаторы игр. Каждый отстаивал свою версию. В итоге в июне в министерстве спорта Бурятии состоялась встреча, на которой всё же удалось прийти к компромиссу.