ИА «Федерал Пресс» опубликовало разгромную статью о туризме на Байкале. Как отмечает издание, каждый год туда устремляются тысячи путешественников со всего мира. Казалось бы, это неисчерпаемый источник доходов для Бурятии, на территории которой находится священное озеро. Однако стать туристическим раем дальневосточная республика так и не смогла. Журналисты попытались разобраться, почему так произошло.
Так, в 2018 году полюбоваться «жемчужиной Сибири» приехали 76 тысяч иностранцев. За десять лет этот показатель хотят довести до 126 тысяч. Цифра, конечно, реалистичная, но очень маленькая, констатирует «Федерал Пресс». Не пользуется Байкал особой популярностью и у россиян – в 2019-м в «таёжной озёрной» побывало менее полумиллиона туристов, из них две трети приезжали именно на озеро. Приморье же приняло пять миллионов гостей.
- Бурятия проигрывает даже Хабаровскому краю и Амурской области, где интересных достопримечательностей куда меньше. Причина такого положения дел типична для Дальнего Востока. Прежде всего, это отсутствие инфраструктуры – любой. Во-первых, республика до сих пор не готова размещать у себя сколько-нибудь большое число туристов, – поясняет издание. – Гостиницы на сто и более человек для Бурятии – редкость. Здесь практически нет курортных зон и крупных выставочных центров – а именно этот фактор обеспечивает турпоток в наиболее популярные регионы.
Как рассказали «ФедералПресс» в республиканском правительстве, в Бурятии насчитывается около 12 тысяч гостиничных мест.
- Конечно, их не хватает. Нужно ещё учитывать, что часть объектов работает только в тёплое время года, когда в регион прибывает основное число туристов. В этой сфере сейчас идёт работа, в ближайшие два года число мест для размещения существенно вырастет, – заверили в правительстве.
Во-вторых, в Бурятии большие проблемы с логистикой. Почти половина дорог не соответствует нормативным требованиям. Ремонтные работы идут с черепашьей скоростью. Например, в 2020 году в порядок привели всего 150 километров федеральных трасс – для территории размером с Германию это действительно мало. Имеется и серьёзная нехватка коммуникаций, что существенно ограничивает инвестиционную привлекательность. Бизнесменам вместе с новыми объектами требуется налаживать все коммунальные сети – а это отдельная головная боль.
В итоге доля туристической отрасли в экономике Бурятии по-прежнему очень маленькая – чуть больше двух процентов. Почти статистическая погрешность. И эта ситуация не меняется десятилетиями, несмотря на все разговоры о потенциале.
Одним из наиболее неудачных проектов федеральное издание назвало особую экономическую зону (ОЭЗ) «Байкальская гавань», созданную в 2007 году. За первые десять лет работы там «прописалась» дюжина резидентов. В 2018-м договоры со всеми компаниями расторгли из-за их же бездействия. Проще говоря, они так ничего и не построили. При этом ОЭЗ исправно получала финансирование.
Властям пришлось искать новых инвесторов. Сейчас в турзоне насчитывается восемь резидентов. Один из них вошёл в ОЭЗ со всем готовым – речь идёт о курорте «Гора Соболиная». Двое уже начали строительство новых объектов. Остальные готовятся. В этом году власти Бурятии планируют заключить договоры ещё с четырьмя компаниями.
- Решением логистических проблем республика озаботилась совсем недавно. Лишь в прошлом году регион принял очевидное и долго обсуждавшееся решение – запустить чартерные рейсы. Конечно, число желающих полететь куда-то во время пандемии оказалось невелико. Чартеры перевезли всего полторы тысячи пассажиров. Но это всё-таки неплохой старт – тем более, для Бурятии. Программу чартеров будут поддерживать и в этом году. В Ростуризме обещают, что рейсы станут постоянными, – пишет «Федерал Пресс».
Раньше стоимость недельного тура на Байкал могла легко достигать ста тысяч рублей. Прежде всего – из-за трудной и дорогой логистики. Так что экономически это был не самый очевидный вариант отдыха при наличии более дешёвых и качественных альтернатив. Благодаря чартерам средняя стоимость путёвки упала почти вдвое. Учитывая, что самые черные времена для туристической отрасли остались позади, это может серьёзно помочь отрасли в Бурятии.
Есть и ещё одна проблема – пожалуй, самая главная. Республика просто не может позволить себе сделать Байкал сверхпопулярным. Предельная степень нагрузки на природу озера – два миллиона человек. Больше она просто не выдержит. Байкал и так сталкивается с экологическими проблемами из-за промышленности. Это означает, что для развития туризма нужно развивать и другие точки притяжения. То есть работа должна идти не только вокруг озера, но и во всём остальном регионе. Справится ли с этим небогатая дальневосточная республика – сказать сложно, заключает издание.