Еще в январе некоторые регионы Дальнего Востока начали испытывать дефицит бензина. Автомобилисты Хабаровского края и Амурской области выстраивались в многочасовые очереди к заправкам.
А накануне одна из крупнейших в Иркутской области частных сетей АЗС «КрайсНефть» на своем сайте объявила об остановке продажи бензина Аи-95 и Аи-98. Все это связано с задержкой поставки топлива заводом-изготовителем. А какой именно завод перестал поставлять бензин, компания так и не уточнила. Но та том же сайте можно найти информацию, что «КрайсНефть» ведет закупки у Омского НПЗ, Ачинского НПЗ, у «Башнефти» и «Газпром газэнергосети».
Коснется ли дефицит топлива Бурятию? С этим вопросом мы обратились в несколько автозаправочных станций Улан-Удэ. Ответ АЗС «Роснефть» был лаконичен: «Бензин есть, проблем нет». Примерно о том же нам рассказали в «Байкальской региональной компании» - проблем с поставкой горючего не наблюдалось и жалоб с дефицитом к ним не поступало.
Более развернутый ответ о ситуации на региональном рынке нефтепродуктов нам дали в управлении Федеральной антимонопольной службы.
- К нам такие обращения не поступали. Было только от небольшой частной заправки в районе. У них там ограниченный отпуск со стороны «Бурятнефтепродукта». Но это было временно, когда у БНП были ограничены ресурсы, в связи с тем, что Хабаровский нефтеперерабатывающий завод временно не работал. Было перераспределение нефтепродуктов, то есть направлялось на Дальний Восток из Красноярска и Ангарска, но сейчас эта проблема решена, - рассказали infpol.ru в Бурятском УФАС.
В антимонопольной службе заметили, что при публикации таких новостей стоит быть осторожным, ведь может возникнуть ажиотажный спрос: население поддавшись панике начинает запасаться бензином из-за чего и возникает дефицит. Что касается повышения цен на топливо то, уже с начала января в республике был зафиксирован незначительный рост.
- Мы проводим еженедельный мониторинг нефтепродуктов. Мы анализируем эту ситуацию. И с начала года был рост розничной цены на все марки бензинов, за исключением дизельного топлива, на 0,68%, то есть 30-50 копеек, - говорит начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС Татьяна Эрдынеева.
В ведомстве пояснили, что рост розничных цен обусловлен ростом цен закупочных.
Минтранс Бурятии также спешит заверить жителей республики, что сегодня ситуация с обеспечением нефтепродуктов стабильная. Обеспеченность топливом, включая объемы на АЗС, у основных поставщиков составляет в среднем 18 дней (Аи-92 - запасы на 21 день, Аи-95 - запасы на 24 дня, дизтопливо – запасы на 18 дней).
- На сегодняшний день фактов возникновения перебоев в поставках и отсутствия нефтепродуктов на АЗС Республики Бурятия с начала 2021 года не выявлено, - отметил зампред правительства РБ по развитию инфраструктуры Евгений Луковников.
Указывается, что главные поставщики нефтепродуктов в регион «Бурятнефтепродукт» и «ННК-Байкалнефтепродукт» без перебоев снабжают Улан-Удэ топливом. Также снабжение топливом населенных пунктов республики осуществляется рядом независимых АЗС, приобретение нефтепродуктов которых осуществляется у АО «Бурятнефтепродукт».
- На нефтебазы АО «Бурятнефтепродукт» доставка топлива осуществляется по железной дороге с АО «Ангарская Нефтехимическая Компания» и АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод». Завоз нефтепродуктов на АЗС идет бесперебойно на регулярной основе собственным автотранспортом и реализуется через сети АЗС/АЗК, - добавил и. о. министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Алексей Назимов.
Напомним, что еще в начале января «Коммерсант» прогнозировал, что оптовые цены на топливо в России могут резко взлететь в январе вслед за ростом цен на нефть. Издание рассказывало: чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, российские власти ввели так называемый демпфирующий механизм. Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топлива становятся выше цены внутри РФ, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если, напротив, внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет РФ.
«У нас собственной нефти нет, поэтому рост цен неизбежен»
Независимый финансовый консультант Александр Доржиев считает, что рост цен на бензин в ближайшее время неизбежен по ряду причин.
- В чем заключается смысл очередей? Сколько можно купить бензина на неделю? Это просто флешмоб - все побежали и я побежал. А вот будут или не будут перебои? Мы видим сейчас рост цен на нефть в связи с политическими и финансовыми событиями - это обычно должно приводить к падению доллара. Но этого не происходит, поэтому нефтяники получают больше прибыли. Растут цены на нефть, соответственно, растет привлекательность экспорта. У НПЗ экспортные поставки выгодные, но теперь им становится невыгодно продавать в России по низким ценам. И они урезают поставки на российский рынок. А у нас выборы на носу, правительство ограничивают рост цен. И тут почему бы им не «встать на ремонт». Например, как с подсолнечным маслом и сахаром: сдержали рост цен - упало производство. А у нас собственной нефти нет, у нас поставки из Иркутска и Хабаровска, поэтому рост цен неизбежен. Искусственно сдерживать цены довольно чревато, иначе мы получим значительно большие взлеты цен.