Министр природных ресурсов Алексей Хандархаев не проработал в должности и года, но за это время успел сделать немало важного для республики.
- Неважно, сколько работаешь, важно, как, - говорит Алексей Сергеевич.
Когда он только заступил на пост министра в феврале 2020 года, его ожидало немало накопившихся проблем. Как оказалось, в течение 2019 года министерство покинули почти 20 специалистов, компетентных и знающих своё дело.
Не обошёл стороной и коронавирус. Когда заболели некоторые сотрудники, пришлось перейти на дистанционный режим труда. Но вопреки сложностям сделать удалось немало.
Строительство дамбы
С 2014 года вопрос по строительству дамбы в Улан-Удэ не решался - на проектно-сметную документацию никак не удавалось получить положительное заключение. Однако в 2020-м дело удалось сдвинуть с мертвой точки.
- На сегодня у нас вся документация на выходе, и мы уже первый и второй этапы подали на финансирование, - говорит министр.
Вода под ногами
Гусиное озеро в последние годы стало буквально бичом местных жителей. Около полутора лет назад вода в их подпольях начала стремительно подниматься. В зону риска попадали 115 домов. Большинство подполий даже зимой были заполнены водой.
В прошлом году министерству удалось решить эту проблему частичным восстановлением русла реки Баян-Гол. Это улучшило отток воды из озера. Расчищенное русло - лишь первый шаг, но начало уже положено.
В борьбе с задымлённостью
Улан-удэнцы не первый год страдают от нехватки чистого воздуха. Статистика по заболеваниям лёгких лишь подтверждает этот факт. Содержание бензопирена в столице республики зимой превышено в 20 (!) раз. Причиной тому - разросшийся частный сектор и большой поток автомобилей.
Решать проблему намерен вновь созданный «Проектный офис», в который вошли эксперты и чиновники. Пока есть несколько решений «дымного» вопроса, среди которых, например, проведение в домах централизованного теплоснабжения, газа, а также переход на электроотопление.
Не критикой единой
Несмотря на все трудности «мусорной реформы», работа с твёрдыми коммунальными отходами не остановлена.
- Как бы ни ругали «ЭкоАльянс», при том тарифе и при той ситуации многие регоператоры попросту «легли», - говорит министр. - А мы продолжаем работать. Многие критикуют мусорную реформу, но надо не только критиковать, но и делать. Поэтому мы не допустили провала в этой работе, и сегодня мусор вывозится. Разработана проектная документация по рекультивации наиболее крупных свалок в Усть-Баргузине, Кяхте и Закаменске для их последующей рекультивации в рамках нацпроекта «Экология».
На рекультивацию свалки в Усть-Баргузине из бюджетов федерального и регионального уровня на 2021 - 2022 годы предусмотрено 460 млн рублей. На подходе и остальные свалки, предусмотренные нацпроектом.
На защиту Байкала
По словам Алексея Хандархаева, в правительстве России разработали проект постановления, предлагающий навсегда расширить диапазон колебаний уровня Байкала до 2 метров 31 сантиметра - в угоду иркутской ГЭС. При этом предлагаемый диапазон искусственных колебаний нанесёт непоправимый ущерб всей экосистеме озера, считает министр.
- В министерстве борются за то, чтобы оставить метровый диапазон, - говорит он. - Министерство эти задачи знает и работает над ними.
Итоги в цифрах
42,7 млрд рублей - отгрузка продукции в добыче полезных ископаемых.
Ликвидированы последствия деятельности Холбольджинского угольного разреза на площади 336 га.
Устранена экологическая проблема города Гусиноозёрска.
Улан-Удэ включён в федеральный проект «Чистый воздух» с 2024 года.
2 этапа по строительству защитной дамбы в Улан-Удэ получили положительные заключения. Ещё 3 - на экспертизе.
Отремонтированы защитные дамбы:
- в с. Орлик Окинского района,
- в с. Уоян Северо-Байкальского.
210 млн рублей - предотвращенный ущерб, 1 000 человек защищены от негативного воздействия вод.
257 м береговой линии реки Селенги в селе Сотниково восстановлено в местности ДНТ «Респект».
65 - количество ликвидированных несанкционированных свалок,
27 - в 2019 году.
90 тысяч сеянцев сосны высажено на землях лесных фондов Бурятии.
Определены охранные зоны 57 памятников природы регионального значения.