На прошедшей 25 февраля сессии Народного Хурала журналисты и блогеры обратили внимание и сфотографировали вместе депутатов в стилизованных бурятских жакетах. Оказалось, что на групповом снимке почти все, кроме Николая Дашеева, члены одного комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям.
Сама специфика деятельности комитета обязывает или его члены договорились заранее? Об этом мы узнали у зампредседателя комитета, руководителя фракции ЛДПР Сергея Дороша.
- Я понимаю, ваше внимание вызвано тем, что я единственный русский на этой фотографии, одетый в стилизованную бурятскую рубашку - «самса». Отвечу на ваш вопрос сразу. Действительно, на снимке почти все члены нашего комитета. Но мы не сговаривались, так получилось. Каждый решает сам как ему одеваться. Например, я купил себе эту «самсу» еще в прошлом году в магазине «Зам». Надел на эту сессию Хурала в честь проходящего сейчас Белого месяца.
- А вы его справляли дома?
- Конечно. Еще до женитьбы я каждый восточный новый год встречал в Еравне, ранним утром выезжая в Эгитуйский дацан. Став главой семьи, езжу с сыном и женой на родину ее предков в кижингинское село Усть-Орот на обоо и новый год по лунному календарю. И в этом году 12 февраля мы поехали, чтобы поздравить наших старейшин по всем традициям.
- Значит вы хорошо знаете священные горы в той местности?
- Не только знаю. Но и могу рассказать легенду. Священная гора Айраг хатан, которой поклоняются жители Усть-Орота, названа в честь женщины, которая в старину жила у подножия. Она держала коз, из их молока готовила айраг и угощала всех, кто проходил по близлежащей дороге. Поэтому ее называли «Айраг хатан эжы» - царица-матушка Айраг. Так назвали и гору после кончины этой добродетельной женщины. Родственники мне рассказывали, что духа-хозяйку горы иногда можно увидеть у подножия в образе лисы. Но в 15 километрах от села есть лесная чаща, где находится самое почитаемое место под названием Ламын Соорхой – Ламская падь. Там есть две буддийские ступы, ведь здесь великий йогин, ученый лама Лубсан-Сандан Цыденов провел в затворничестве 23 года. Он погружался в медитацию в честь бога Ямандаги, бога, сокрушающего владыку смерти Яму. Рядом с этим местом есть гора Шэлэнтэ с аршаном, который излечивает глазные недуги.
- Вы и в самом деле бурятский зять. Вас не смущает, что вас так называют?
- Нисколько. Ведь это правда и ничего обидного в этом нет. Напротив, в истории это почетное звание зятя «хурэгэн» носил великий полководец Тамерлан, когда женился на принцессе из рода Чингисхана. Его праматерь была дочерью вождя хори-туматов, предков моей жены.
- Почему не сошьете себе костюм племени, чьим зятем вы являетесь?
- Хори-бурятский костюм я давно хочу сшить. И обязательно это сделаю. Причем одновременно сшить национальный костюм и своему сыну. В нем течет бурятская кровь.
- Спасибо за подробное интервью!