Этой весной на бурятском побережье Байкала запланировано сразу два массовых мероприятия – уже ставшая традиционной «Байкальская рыбалка» (12+) и гранд-тур «Байкальская миля» (12+). Первое пройдёт в конце марта в прибайкальском селе Турка, второе – в виде автопробега – стартовало 20 февраля из Москвы. А финишируют участники в начале месяца в баргузинском селе Максимиха – с 6-го по 7-ое число прямо на льду священного озера устроят скоростные заезды.
На днях соцсети облетели тревожные сообщения, что оба фестиваля якобы оказались под угрозой из-за позиции Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. В местном telegram-канале «Степной дозор» появилось фото представления, которое получил от надзорного ведомства Игорь Зураев. Сейчас он возглавляет полпредство Бурятии в Москве, но в документе указан как ещё действующий и. о. первого зампреда правительства.
Так вот, в письме говорится, что прокуратура рассмотрела обращение некой экологической организации «ЭКА» о проведении развлекательных мероприятий на Байкале и выявила «пробелы нормативного правового регулирования» и «нарушения законодательства об охране вод».
В документе прокуратуры отмечается, что выход и выезд на байкальский лёд под табу лишь там, где есть соответствующие знаки. Значит, в других необорудованных местах, где они отсутствуют, передвигаться по замёрзшему озеру можно. Тем временем, Водный кодекс гласит, что движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон вообще запрещена. Исключение распространяется лишь на ледовые переправы и «иные специально оборудованные места». Кроме того, подобные развлечения пагубно влияют на акваторию озера, считают в надзорном ведомстве.
- Ежегодно на Байкале в Бурятии проводятся различные мероприятия – мотогонки, катки, зимняя рыбалка. На льду остаются опасные отходы и нефтепродукты, попадающие с талыми водами в водоёмы и оказывающие негативное воздействие на водные биоресурсы и их кормовую базу, – подчёркивают в природоохранной прокуратуре. – Особенности таких мероприятий с одновременным нахождением на льду транспорта и граждан не урегулированы правилами охраны жизни людей на водных объектах (утверждёнными постановлением правительства РБ от 31. 07. 2007 года – прим. авт.).
Аукцион с организаторами «Байкальской мили» в Максимихе, как выяснилось, не заключили. А это – тоже нарушение статей Водного кодекса РФ. В ведомстве пришли к выводу, что из-за ненадлежащего исполнения регионального органа исполнительной власти Бурятии своих обязанностей (судя по всему, речь идёт о Минприроды) «основные принципы охраны Байкала оказались нарушены». От чиновников потребовали устранить выявленные нарушения и отчитаться о результатах.
«Борьба с распоясавшейся активностью»
На эту ситуацию обратил внимание известный в Бурятии журналист и блогер Андрей Аносов. Он напомнил, что недавно в соседней Иркутской области запретили ледовые гонки на Байкале (а всего МЧС не рекомендовало проводить около сотни мероприятий на льду озера и Ангары – прим. авт.).
- Борьба с распоясавшейся активностью на льду Байкала с иркутского берега быстро перекинулась на наш. Природоохранная прокуратура требует немедленно изменить пункт Правил охраны жизни людей на водоёмах Бурятии, который позволяет устраивать на льду безобразия типа «Байкальской рыбалки», «Байкальской мили» и прочее. И, соответственно, требует немедленно прекратить это всё, – написал он в Facebook. – Выезд на лёд только на «ледовых переправах», шаг влево, шаг вправо недопустимы. «Байкальской миле» теперь точно конец, а «Рыбалка» – под большим вопросом. Это масштабное мероприятие, площадку для которого без выезда автотранспорта на лёд подготовить затруднительно.
Андрей Аносов заметил, что проверку начали после заявления некоей общественной экорганизации «ЭКА», «которая судя по анамнезу, окологосударственная чуть менее чем полностью».
«Всё это может быть»
В природоохранной прокуратуре infpol.ru тем временем пояснили, что ни о каком тотальном запрете на фестивали речи не идёт.
- Представление было, – подтвердили там. – Но оно не совсем правильно интерпретируется в telegram-каналах и соцсетях. Такие мероприятия проводить можно, но их необходимо согласовывать с рядом надзорных органов, чтобы обеспечить безопасность участников и минимизировать риск для природы. Всё-таки это лёд, под ним – вода, и случаи бывают разные. В нормативно-правовом регулировании субъектового уровня (то есть на уровне региона – прим. авт.) установили несоответствие, которое и потребовали устранить в представлении. Речь именно об этом.
В соседней Иркутской области, на Ольхоне, недавно тоже проходил подобный фестиваль на льду. Там организатора предостерегли от несанкционированного мероприятия, и он во исполнение требований прокуратуры всё согласовал. Грубо говоря, полномочные органы взяли на себя ответственность за безопасность участников. В Бурятии весь вопрос в правовом регулировании на уровне субъекта – в документы требуется внести необходимые коррективы.
- Если полномочные органы – по аналогии с Иркутской областью – дают добро и проверяют, возможна ли в таком-то месте такая-то нагрузка, оборудована ли элементарно эта зона туалетом. И когда всё проверено и урегулировано, мероприятие считается безопасным, – подчеркнули в надзорном ведомстве. – Всё это может быть. Мы говорим не о запрете, а о том, чтобы всё делать правильно.