туризм
12899
2

Почему турбизнес в Бурятии процветает там, где его быть не должно?

Корреспонденты «Информ Полиса» побывали на Мамае и увидели реальные опасности для туристов и экологии

Фото: Евгений Коноплёв, соцсети

Развитие туризма в Бурятии много лет является приоритетным направлением. Однако больших успехов в этом деле добиться не удается. При этом этот бизнес все же процветает, но в местах, где его и вовсе не должно быть. Мы говорим о местности у горы Мамай в Кабанском районе. 

О том, как развивается антиэкологичный туризм и есть ли те, кто делает это законно, - в материале «Информ Полиса». 

Сказочная реклама в соцсетях

Ранее мы писали о том, чем рискуют жители Бурятии, отправляясь в туры выходного дня, главным атрибутом которых является не безопасность и дилетантский подход. 

В продолжение темы мы обратились ко все тем же объявлениям в социальных сетях о «незабываемых выходных». В основном рекламные посты затрагивали гору Мамай. Организаторы туров предлагали отправиться в снежную сказку на снегоходах, переночевать в домиках со всеми удобствами и сделать эпичную фотосессию в горах. Некоторые предоставляли гостям баню, купель и снаряжение в аренду. 

Когда рассмотрели несколько страниц в instagram, оказалось, что это удовольствие не из дешевых. При этом официальных сайтов гостевых домов нет. Один из самых дешевых пеших туров с ночевкой в небольшом доме обойдется в 5 500 рублей без питания. А одной из самых дорогих для проживания оказалась шестиместная юрта за 33 тысячи рублей в сутки. Это без учета бани (5 000 рублей) и подъема на снегоходах (5 500 рублей). 

Знакомый опытный турист подсказал, что эти и другие гостевые дома расположены вдоль тропы, ведущей на Мамай. Некоторые имеют страницы в социальных сетях, с помощью которых можно забронировать место. Остальные же ведут деятельность скрытно, поэтому арендовать помещение можно либо на месте, либо зная телефон владельца. Так, ночевка в небольшом домике на четверых человек без удобств обойдется в 1 500 рублей. 

Бесконечные снегоходы

Мы решили отправиться в зимнюю сказку самостоятельно, избрав конечной точкой маршрута знаменитый кунг (будку от грузовика «ЗИЛ», приспособленную для ночлега).

 

Маршрут практически всех туристов начинается у придорожной базы отдыха «Сердце Мамая». Рядом с ним находится небольшое озеро, напоминающее сердце. Мы также начали свой пеший путь отсюда. 

Недалеко от ЛЭП нам встретились несколько спасателей и туристов, которые шли к базе на лыжах или без. Если с ними удается разойтись, то курсирующим туда-сюда снегоходам приходится уступать дорогу. Они проносятся с шумом, контрастируя со здешней тишиной и оставляя за собой неприятный запах от сгоревшего топлива. 

Снегоходы здесь выполняют множество функций. С их помощью забрасывают рюкзаки туристов на прицепленных санях. Кто-то арендует их, чтобы просто повеселиться, катаясь по глубокому снегу в лесу и на дороге. Двое водителей снегоходов разравнивали дорогу с помощью прицепленных металлических конструкций. Однако при этом случаются казусы. При нас одна из таких конструкций скатилась по мосту в реку. Достать ее помог другой водитель снегохода.

Но чаще всего на снегоходах перевозят пассажиров. По одному, по несколько человек, на санях. Один раз транспорт тянул за собой несколько лыжников, стоящих в ряд и держащихся за веревку. Они без проблем проехали по узкому мосту, но через несколько метров один лыжник запутался в веревке и упал. Водитель протащил его немного по снегу вместе с лыжами, пока тот не закричал и не начал отборно выражаться. После решения проблемы они спокойно двинулись дальше. Больше всего поражает количество снующих туда-сюда снегоходов. А это только будний день.

Как тогда загружена тропа в выходные, когда сюда стекаются толпы туристов? При этом имеется ли у водителей разрешение на управление снегоходами? А у тех, кто берет их в аренду? Отметим, надзор за техническим состоянием снегоходов осуществляет Гостехнадзор. 

Зимовье, кемпинг или юрта

В восьми километрах от трассы, не доходя до кунга, расположены юрты, кемпинги и домики. Больше десятка строений разбросаны по двум берегам реки, есть даже те, что стоят очень близко к водоему. Их соединяют деревянные мостики. Каждый объект оборудован трубой от печи, мы даже смогли почувствовать запах горящих березовых дров. Значит, отапливаются они дровами или углем. Только откуда они берут дрова? Привозят из поселка или добывают на месте?

Из соцсетей мы знаем, что в домиках есть электричество, горячая вода и даже санузлы. Каких-то объектов инфраструктуры мы не увидели. Это вызывает резонный вопрос - откуда берется вода? Если из реки, то есть ли у них право брать ее оттуда? Другой вопрос - утилизируются ли сточные воды? Это ведь не только грязная кухонная вода, но и отходы жизнедеятельности человека. При этом не у всех домиков габариты позволяют разместить туалет внутри. Если туалеты уличные, то тогда стоки с подземными водами попадают в реку, а оттуда в священный Байкал. Насколько безопасно для экологии такое соседство - неизвестно.

На картах Google также видны указанные строения. Несколько из них отмечены как места для ночевки. 

Туристы, бывавшие там, запостили множество фотографий под каждым домиком. Кроме того, видны панорамы местности, где стоят эти домики. Если присмотреться, то можно увидеть много интересного. Например, то, что один домик вмещает 18 (!) человек, в туалет ходят прямо на снег возле построек, а через реку можно бросать провода. Также на одной панораме виден домик, стоящий на бочках. Рядом протекает река, а между ними лежит синяя бочка. Какая у нее функция? Просто пустая бочка, дренажная система для отвода талых вод, отходов, вентиляция или что-то другое?

Лес в аренду

Возле одного из домов мы увидели аншлаг с информацией о том, что с 2015 года часть выдела 16 в квартале № 60 Выдринского участкового лесничества находится в пользовании по договору аренды № 74-15. Неужели все эти домики и юрты находятся на арендованной территории? На наш запрос в Республиканском агентстве лесного хозяйства сообщают, что договор заключен с иркутским ООО «Много снега» на осуществление рекреационной деятельности на лесном участке.

- Использование лесов ведется в соответствии со статьями 21, 41 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908 «Об утверждении правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности». Эта деятельность как таковая не запрещена на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Деятельность на арендованном лесном участке не должна противоречить перечню запрещенных видов деятельности в Центральной экологической зоне, а также должна соответствовать требованиям к организации мест массового отдыха в ЦЭЗ, утвержденным постановлением правительства РБ № 416, - отмечают в РАЛХ. 

В пресс-службе добавляют, что леса для рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов. 

- Не допускается проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам. Проектом освоения лесов предусмотрены размещение на арендованном участке емкостей для сбора мусора и их последующая утилизация, установка туалетной кабины. На территории участка размещены пять временных построек, перечень и размер которых полностью соответствуют проекту освоения лесов на лесном участке, получившему положительное заключение экспертизы, - резюмируют в пресс-службе РАЛХ. 

Выходит, что только пять строений возведены в соответствии со всеми требованиями. Тогда на каком основании построены другие домики? Могут ли они предоставлять услуги по временному размещению? С этим вопросом мы обратились в Министерство туризма Бурятии. В ответ нам направили список коллективных средств размещения, расположенных в ближайших населенных пунктах от горы Мамай. 

- В селе Выдрино есть гостевой двор «На Снежной», владелец ИП Борисов Е. В., и гостевой дом, владелец ИП Мизев М. А., оба из Иркутской области. В поселке Танхой расположены отель «Танхой», владелец ООО «Байкальская», и ФГБУ «Байкальский государственный биосферный заповедник», оба зарегистрированы в Бурятии, - отвечают в министерстве. 

То есть остальные гостевые дома, которые мы видели в социальных сетях и вдоль тропы на гору Мамай, включая базу отдыха «Сердце Мамая», не зарегистрированы? Как тогда регулируется их деятельность? Не стоит забывать, что местные предприниматели получают немалые деньги за свои услуги, нанимают работников. Маловероятно, что они предоставляют клиентам чеки и нанимают персонал официально. Отчитываются ли они тогда о своем доходе полностью, платят ли налоги и в бюджет какого региона эти налоги, если они есть, капают? 

В Роспотребнадзоре по Бурятии мы узнали, что к ним не поступали уведомления от хозяйствующих субъектов о начале предпринимательской деятельности по оказанию услуг временного размещения в Бабушкинском и Выдринском лесничествах. А граждане не жаловались и не обращались в управление в связи с неудовлетворительным качеством услуг. Также в ведомстве напомнили, что в гостиницах должны соблюдаться меры по профилактике COVID-19. 

Погибли и пострадали

Пожарный надзор в лесах осуществляется РАЛХ. В пресс-службе МЧС по Бурятии сообщают, что нет зарегистрированных фактов возникновения пожаров в строениях, расположенных по пути на гору Мамай. Эти дома и юрты, а также населенные пункты и объекты инфраструктуры не расположены в непосредственной близости к лавиноопасным участкам, поэтому сход снежных лавин в местности Большой Мамай не представляет для них угрозы. 

- Наблюдение за лавиноопасной обстановкой и принудительный спуск снежных лавин в данной местности не производятся. Безопасность туристов зависит от их подготовленности, знания правил поведения в экстренных ситуациях, а также от наличия в спасательных службах информации о местонахождении и маршруте следования туристской группы. Гибели жителей Кабанского района от схода снежных лавин не зарегистрировано, - отмечают в пресс-службе. 

Последние два случая гибели от схода лавин с горы Большой Мамай произошли в 2017 году. Так, в январе в 15 километрах юго-западнее от Выдрино погиб житель Усолья-Сибирского Иркутской области - 31-летний Алексей Горохов, победитель «Байкальского веломарафона - 2016», директор предприятия «Усольестройматериалы». А в марте погиб гражданин Франции, который вместе с тремя товарищами прибыл со стороны Иркутской области, не зарегистрировав свою туристскую группу. 

Глядя на стихийные бедствия, не стоит забывать и о несчастных случаях, возникающих по вине человека. В начале января фотограф Софья Найданова вместе с мужем купили однодневный тур на гору Мамай, доверившись рекламе в социальных сетях. Стоил он три тысячи рублей. Организатор предлагал трансфер из Улан-Удэ, подъем на гору на снегоходах. 

На одном из таких снегоходов поехали водитель и Софья с мужем. Сзади к ним были прицеплены сани с еще пятью людьми. На первом же мосту транспорт упал прямо в реку. Фотограф получила синяки, а ее супруг ударился грудью о булыжник и заработал ушиб. Чудом на них не свалились другие туристы в санях, иначе последствия были бы куда серьезнее. 

Фото: instagram.com/sofimorfi/

Помощь пострадавшим оказали проходящие мимо туристы, которые отвели их в соседнее зимовье, обогрели их и высушили одежду. Организатор тура оставила их на водителя и отправилась с остальной группой на вершину. Позже Найдановых эвакуировали на снегоходе до трассы, оттуда отправили на машине в Улан-Удэ. Так как тур не состоялся, Софья Найданова потребовала вернуть деньги, но получила отказ. Тогда девушка рассказала свою историю в instagram, чтобы уберечь других людей от незаконных туров. 

- Мы почти в норму пришли. Но все равно мужу обязательно к остеопату нужно пойти. Такие падения без последствий не проходят, - делится с нами Софья Найданова. - Деньги не вернули, к тому же потребовали от нас публичных извинений за очернение репутации. Мы не стали писать жалобу и куда-то обращаться. Жалко своё время и нервы. Организатор сменил название фирмы в instagram и дальше преспокойненько рекламирует свои туры. 

Не стоит полагать, что это единичный случай. А сколько тех, что не были преданы огласке? Пострадавшие почему-то не видят в этом вины организатора, считают травмы обычным делом, последствиями неосторожности и собственной физической неподготовленности. 

Незаконные гостиницы и вред экологии

После происшествия с Найдановыми в Бурятии заговорили о незаконных туристических поездках. В Министерстве туризма сообщили, что сейчас турпоток на гору Мамай составляет больше 5 тысяч человек в год. Но по факту все предлагаемые туры являются незаконными: они проводятся без организации безопасности, без нормативных вопросов, без легализации деятельности. Министр туризма Бурятии Мария Бадмацыренова считает, что это приносит только ущерб природе. 

- На Мамае необходимо сначала делать нормальную инфраструктуру. Это и соответствующее водоснабжение, и решение вопросов по уборке и складированию мусора. Поэтому здесь нужно всё делать в рамках закона. Министерство туризма начало работу по включению участка «гора Мамай» в особую экономическую зону для создания современной туристско-рекреационной инфраструктуры. Потенциальные резиденты планируют вложить в создание туристско-рекреационной зоны на Мамае более 2,5 млрд рублей и собственными силами создать необходимую инженерную инфраструктуру, - говорит она. 

Кто тогда оказывает услуги по размещению на Мамае? Перед кем они отчитываются? Обеспечивают ли безопасность людей? И, самое главное, не вредят ли экологии? Местным бизнесменам стоит обратить внимание на Кодекс РФ об административных правонарушениях, где предусмотрены штрафы за то, чем они, скорее всего, сейчас занимаются. 

Санкции, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях:

Согласно ст. 7.9, за самовольное занятие лесных участков и переработку лесных ресурсов предусмотрен штраф: на граждан - от 20 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей. 

Согласно ст. 8.6, за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрен штраф: на граждан - от 1 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей. За порчу земель из-за обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления - штраф: на граждан - от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 40 до 80 тысяч рублей. 

Согласно ст. 8.47, за хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без обязательного комплексного экологического разрешения предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от 4 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей. 

Справка infpol.ru
Гора Мамай находится на границе Иркутской области и Бурятии в 12 км от озера Байкал, между горными реками Выдринная и Снежная. До ближайшего населенного пункта, поселка Выдрино, 10 км. Расстояние от Иркутска - 195 км, от Улан-Удэ - 275 км. Гора расположена в горном массиве Хамар-Дабан, находится в границах центральной экологической зоны озера Байкал, в Бабушкинском лесничестве. Мамай известен далеко за пределами Сибири как удачное место для внетрассового экстрима на сноуборде, лыжах и снегоходах.

Автор: Даша Александрова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях