Негласная борьба двух регионов за «тепленькие» туристические места вблизи Байкала продолжается уже много лет. Иркутская сторона, несмотря на отсутствие песчаного берега и благодаря налаженной инфраструктуре, все же значительно выигрывает. Но Бурятии тоже удалось «урвать» свой кусочек счастья: летом прошлого года были запущены чартеры из Москвы, а зимой 2021-го к московским туристам присоединился и Екатеринбург.
Иркутская область, вероятнее всего, на такой ход от Ростуризма обиделась, поэтому в начале февраля был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве между Бурятией, Иркутской областью и Ростуризмом, который будет помогать развиваться совместно.
Однако такое сотрудничество не только порождает много вопросов, но и вызывает некоторые сомнения.
Главный козырь - инфраструктура
Ни для кого не секрет, что в Иркутскую область турпоток значительно больше (даже в 2020 году, когда у соседей количество туристов уменьшилось на 48 %, их было все равно больше, чем у нас: 663 тысячи), нежели в Бурятию (республику в год посещают приблизительно 400 тысяч туристов).
Обустроенные Листвянка, Байкальск и Ольхон, слаженно построенный центр Иркутска, региональные туроператоры с собственными турбазами и прогулками на яхтах и катерах, разнообразие ресторанов и гостиниц. Проще говоря, качественная инфраструктура и устоявшийся бизнес обеспечивают Иркутску постоянных туристов. Бурятия, к сожалению, этим похвастаться не может. Это отметили и Алексей Цыденов, и Зарина Догузова (глава Ростуризма. - Прим. авт.) на недавнем совещании в Бурятии.
Турпроводник по Бурятии Александр Атминов все же считает, что Иркутск запросто может взять от чартерных туристов больше, нежели мы.
- Однозначно в Иркутске инфраструктура во много раз лучше развита, нежели в Улан-Удэ. Возможно, и смогут перехватить. Регион богаче, бизнес стабильнее. Много возможностей - Байкальск, Ольхон. Кстати, ещё Тунка и Ока. Туда от Иркутска ехать значительно ближе, и иркутяне этим умело пользуются. Многие гостиницы, которые находятся в Тункинском районе, оформлены в Иркутске, иркутяне сами охотно едут туда отдыхать, - говорит он.
Но кроме Тунки иркутяне успели «захватить» и Шумак в Окинском районе.
- Бурятская сторона предлагает туристам примерно за шесть тысяч рублей добраться до Шумака на лошадях, а иркутяне примерно за ту же цену отправляют туристов туда на вертолете. Конечно, они проигрывают в том, что с их стороны нет песчаного берега, но они по чуть-чуть подбираются к Кабанскому району, - приводит аргументы турпроводник.
Не стоит забывать, что на иркутской территории находятся Байкальск и Теплые озера. А сейчас очень много представителей иркутского бизнеса стало «пускать корни» на Байкальском прибое и Шумаке.
- Не так давно был в том районе и заметил, что большинство турбаз заброшено или в ненадлежащем состоянии. Но есть несколько ухоженных баз, и они опять-таки иркутские, - поясняет Александр. - Почему-то правительство Бурятии делает большие ставки на Турку, Чивыркуй, Горячинск. Но там холодно и очень ветрено. Байкал намного теплее именно со стороны Кабанского района.
Но у Бурятии свой бонус - удобное местоположение.
- Логистически Улан-Удэ расположен удобнее, но, к сожалению, активно по туризму работают всего несколько районов. Самый подготовленный, наверное, Тарбагатайский. Ну и, конечно, нужно активнее развивать туризм именно вокруг Улан-Удэ: Иволгинский и, конечно, Кабанский районы. Там теплая вода, песчаный берег, множество как природных, так и исторических достопримечательностей, - делится мнением он.
Пешеходные тропы
Директор Ассоциации экотуризма в Бурятии Андрей Сукнев придерживается мнения, что соглашение между соседями по Байкальскому региону может пойти на пользу.
- Меня радует, что данное соглашение заключено. Да, Иркутск значительно выигрывает в плане инфраструктуры, но все же у нас есть точки соприкосновения. Например, у меня давно лежит проект пешеходной тропы Улан-Удэ - Иркутск, и это соглашение может помочь нам объединить силы с иркутскими представителями, - говорит он.
Сукнев пояснил, что хорошо обустроенные туристические тропы могут стать отдельным местом притяжения туристов, особенно иностранных, и наладить обмен туристами между Иркутском и Улан-Удэ.
- Туристические тропы могут разнообразить отдых туристов. Протяженность этой тропы приблизительно 500 километров (это около недели на велосипеде). За границей такой отдых очень популярен, и если подключить к этому инвестиции для строительства гостиниц, хостелов, кафе, то и иностранные туристы потянутся. Несколько лет назад приезжали туристы из Японии, и они были очень заинтересованы в таком виде туризма, - рассказал Сукнев.
Кроме того, он отметил, что к благоустройству можно присоединить и города-побратимы других стран.
- На протяжении всей тропы можно сделать разные достопримечательности. Это поможет не только придать красивый вид, но и наладить связи, повысить интерес туристов. Будут, например, туристы из Кореи приезжать и фотографироваться на этом мосту, потому что он говорит о дружбе двух стран, - пояснил он.
Вместо вывода
Оба эксперта сошлись во мнении, что для конкурентоспособности Бурятии необходима качественная инфраструктура. Причем развивать ее необходимо как в региональном центре, так и в районах. Город Улан-Удэ как точка для встречи туристов нуждается в качественном и недорогом гостиничном фонде, понятной и безопасной транспортной инфраструктуре и местах для рекреации.
Районы республики требуют осовременивания гостиниц, развития сервиса, а также грамотного предложения в системе летнего и, главное, зимнего развлечения для туристов. Это доступные лыжные базы, СПА-отели, базы для водного спорта, узаконенные рыбалка и охота и т. д.
Для всего этого необходимы достаточно крупные предприниматели, которые смогут разглядеть туристический потенциал республики и пожелают вложить необходимые средства. Безусловно, в данном контексте большая и трудоемкая работа ляжет на плечи нового зампреда правительства Бурятии Антона Виноградова.
- Мы активизируемся в этом направлении, свою роль я вижу в привлечении резидентов. Нужно понять туристическую потребность именно Кабанского района, главное, чтобы была заполняемость. Ведь мне нужно убедить инвестора в том, что гостиница практически постоянно будет заполнена в высокий сезон, и рассказать ему чем мы будем добивать посещаемость в низкий сезон. Может быть «событийкой», какие-то форумы, возможно, сможем проводить на базе этих гостиниц. То есть вопрос в том, как будем «отбивать», какой туристический поток будет каждый месяц, расписать его. И тогда можно будет убедить зайти туда инвесторов. Сейчас достаточно сложное время, все скрупулезно считают, долго думают, время достаточно сложное в плане инвестиций. Мы на зарубежных инвесторов сейчас сильно не рассчитываем, хотя очень хотим, - сказал министр по инвестициям Бурятии Антон Виноградов.
Насколько новый министр может представить грамотный план по инвестициям в отрасль, которая является самой перспективной для республики? Вопрос пока остается открытым.