сотовая связь
6308
3

«Изымают десятками тысяч»: Бурятский сенатор рассказал о тотальной блокировке мобильников в тюрьмах

Он объяснил, как в колониях и СИЗО будет работать закон о запрете на сотовую связь

Фото: Евгений Коноплёв

Накануне верхняя палата российского парламента одобрила закон, согласно которому сотовые операторы обязаны отключать связь в СИЗО и колониях по просьбе федеральной службы исполнения наказаний. Такое право получат руководители региональных управлений ФСИН. Механизм следующий – начальник СИЗО или колонии обращается к ним с соответствующим ходатайством, приложив список номеров, а те – уже к оператору, который и «вырубает» сигнал для конкретного абонента.

Вячеслав Наговицын, представляющий в Совфеде интересы Бурятии, заявил в соцсетях: несмотря на то, что заключённым запрещалось пользоваться мобильниками и ранее, в учреждениях уголовно-исправительной системы «их изымают десятками тысяч».

- В частности, в 2016-м – 2018-м годах было почти 190 тысяч. Увеличение штрафов за передачу средств связи не привело к радикальному улучшению, – пояснил сенатор на своей странице в Facebook. – Способы доставки телефонов всё более изощрённые – до применения беспилотников. При этом мобильники часто используются для совершения мошенничеств, оказания давления на свидетелей и координации действий преступников, ещё находящихся на свободе.

Финансовую поддержку лидеров уголовно-преступной среды, по словам Наговицына, позволит пресекать и оперативная блокировка сим-карт. Это осложнит поставку осужденным и подследственным наркотиков и других запрещённых предметов.

- Прекращение услуг связи будет происходить на основании письменного решения руководства или территориального органа ФСИН, – пояснил член Совфеда.

«Вряд ли сами себя лишат дополнительного заработка»

«Московский комсомолец» уже писал, что сами сидельцы к новому закону относятся спокойно – почти с прохладцей. А начальники пенитенциарных учреждений опасаются дополнительной «головной боли».

- Не думаю, что многое теперь изменится, – пояснил «МК» один из бывших арестантов Николай П. – Я изучил этот законопроект – он с самого начала был в свободном доступе, и окончательная редакция особенно не поменялась. Думаю, с момента, когда сотрудники составят списки с номерами нелегальных телефонов и до того, как их заблокирует оператор, пройдёт не менее трёх суток. Это в лучшем случае, потому что бюрократические процедуры никто не отменял. За это время у заключённых просто появятся новые «симки». Вообще прогнозирую – за решётку теперь будет поступать много-много новых сим-карт.

По словам собеседника издания, абсолютное большинство «незаконных» телефонов в места лишения свободы проносят сами сотрудники.

- Так что вряд ли они будут сами себя лишать дополнительного заработка, а вот сим-карты резко подорожают. Кроме того, эти телефоны в 90% случаев заключённые используют, чтобы звонить близким, а не для мошенничества. У людей нет ведь альтернативы – следователь не даёт разрешения на легальные звонки, если человек не признаёт свою вину и не идёт на сделку, – подчеркнул он.

Начальник одной из российских колоний признался, что никаких инструкций на сей счёт пока не получал.

- ФСИН разработает приказ, в котором подробно пропишет, как нам действовать. Ожидаем, что будет закуплена какая-то техника для реализации закона. А как выявлять-то эти номера без неё? Но процесс этот не быстрый, так что хорошо, если закон к концу года заработает. И не ясно, какое подразделение будет заниматься «отслеживанием» звонков. Оперчасть? Теоретически это, наверное, ей будет не сложно, – предположил он.

А вот многие эксперты считают, что как раз оперативникам придётся непросто. Что уж скрывать, часть «палок» последние делают на раскрытии преступлений, о которых заключённые говорят по таким вот нелегальным телефонам. Известны случаи, когда они сами проносили сотовые, потом прослушивали их, и в итоге у следователей появились новые факты или даже новое уголовное дело.

Проблема в том, что и сами руководители учреждений до сих пор пользуются гаджетми на территории СИЗО и колоний. Одно время руководство ФСИН запретило начальникам учреждений ходить там с мобильником, но табу вскоре само по себе сошло на нет, заключает «МК».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях