Житель бурятской столицы, получивший пожизненное, обратился с иском в суд. Он потребовал моральную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в СИЗО. Мужчина решил взыскать с Российский Федерации в лице Минфина по 250 тысяч рублей за каждый календарный год, проведённый в следственном изоляторе.
Как выяснилось, в камере, где улан-удэнец сидел в 2002 году, не было дневного света, питьевой и горячей воды и радиоточки, а сама она не проветривалась из-за отсутствия вытяжки и отдушины. Там не хватало спальных мест. Постельное бельё и гигиенические наборы не выдавали. Библиотека в СИЗО не работала. Бетонные полы были без краски и напольных покрытий, «что способствовало простудным заболеваниям».
Камера освещалась при помощи двух лампочек накаливания, из-за чего у осужденного ухудшилось зрение. Кроме того, он, по собственному признанию, подвергался насилию со стороны сотрудников изолятора.
Сначала делом занялся Советский районный суд, который отказал в удовлетворении иска, сославшись на отсутствие доказательств. Тогда мужчина обратился в Верховный суд (ВС) Бурятии. Но там решение оставили без изменений. В бездействии улан-удэнца, подавшего иск спустя 18 лет, усмотрели признаки злоупотребления правом.
- Он на протяжении длительного периода времени не обращался с иском, что привело к невозможности исследования указанных им обстоятельств вследствие уничтожения документов, журналов и иных письменных доказательств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть юридически значимые обстоятельства, – пояснили в пресс-службе ВС Бурятии. – Кроме того, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные и достоверные доказательства, в безусловном порядке подтверждающие, что истцу причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Свою роль сыграло и то, что, находясь в СИЗО, сиделец не жаловался на здоровье. Во время разбирательств его осматривал врач, который решил, что качество зрения соответствует возрасту.