Коммунисты из архангельского города Каргополь борются за установку памятника Иосифу Сталину в новом парке воинской славы. Речь идёт о скульптурной композиция «Сталин с девочкой», которую «красные» отреставрировали своими силами в прошлом году. Эту композицию после долгого забвения обнаружили в одном из поселений Каргопольского района
Ещё во время реставрации представители местного отделения КПРФ начали работу по подготовке к установке памятника. Они направили соответствующие обращения главе муниципального округа и окружного совета депутатов. Из 19 народных избранников шесть оказались против, пятеро идею поддержали, один воздержался, ещё семеро в голосовании не участвовали. Никакого решения в итоге так и не приняли.
Коммунисты также поинтересовались, что по этому поводу думают жители города – из 195 человек, принявших участие в голосовании, «за» выступили 190. На официальном сайте администрации Каргопольского муниципального округа теперь
хотят провести дополнительный опрос – быть или нет памятнику, решат сами горожане.
Девочка, которую Сталин держит на руках – Геля, дочь наркома земледелия Бурят-Монгольской АССР Ардана Ангадыковича Маркизова. В 1936-м году на неё обрушилась всесоюзная слава. Тогда генералиссимус принимал в Кремле делегацию из автономной республики, в которую вошёл и отец нашей землячки. Маленькая Энгельсина вручила большевистскому вождю букет со словами: «Эти цветы дарят Вам дети Бурят-Монголии».
Когда первый и последний в истории Советского Союза генералиссимус поднял ребёнка, кто-то выкрикнул: «Поцелуй его, поцелуй!». В тот же момент Гелю ослепили фотовспышки. Позже её снимок у Сталина на руках облетел все советские газеты. Вслед за растиражированным фото появилась и композиция «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», которую изготовил скульптур Георгий Лавров. Она стояла не только в школах и парках, но даже в миниатюрном виде в аптеках и парикмахерских. Причём в последних девочек частенько просили постричь «под Гелю Маркизову». Позже в одном из интервью Энгельсина вспоминала, что в Улан-Удэ её «встречали так, как потом в стране встречали только космонавтов» и даже «приглашали во все президиумы».
Правда, уже спустя год после этих событий жизнь девочки превратилось в настоящий ад. Ардана Маркизова арестовали, обвинили в подготовке покушения на Сталина, а в 1938-м расстреляли по так называемым «сталинским» спискам – тем, которые подписывал сам вождь. Член партии с 1919-го года в одночасье стал японским шпионом и антисоветчиком. Мать Гели – Доминика Маркизова – также была арестована и сослана вместе с дочерью и старшим сыном в Казахстан. Вскоре женщину нашли в детской больнице, где она работала врачом, с перерезанным горлом.
О девочке Геле из Бурят-Монгольской АССР рассказал два года назад на своём YouTube-канале известный российский блогер и фотограф-урбанист Илья Варламов.
- Посмотрите на эту фотографию. Вы наверняка её видели, но мало кто знает, какая страшная история скрывается за этим снимком, – отметил Илья Варламов в начале пятиминутного ролика. – Через полтора года после того, как было сделано фото, режим Сталина убьёт отца этой девочки, а вскоре – и её мать.
Далее блогер поведал о том самом историческом приёме у Сталина. Кстати, по его словам, сначала отец отказывался брать дочку с собой на встречу, поскольку она не являлась членом делегации. Но мать Гели настояла. Варламов привёл слова девочки о встрече с генералиссимусом. А ещё напомнил о страшной судьбе её семьи.
- Уже во взрослом возрасте Энгельсина в одном из своих интервью рассказала, что нашла в архивах записку на имя Берия (Лаврентий Павлович Берия – советский государственный и партийный деятель) с таким текстом: «Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подарки от Сталина и пять портретов её дочери с вождём. Что делать?». По словам Энгельсины, на записке карандашом был написано: «Устранить», – поведал Варламов.
Через несколько лет Гелю забрали из детдома родственники матери. Она получила образование, работала в Институте востоковедения РАН, счастливо вышла замуж, трудилась за границей и даже стала доктором наук.
- Несмотря на то, что у неё сменились фамилия и отечество, её продолжали узнавать как дочь врача народа, а на всех портретах Энгельсину переименовывали в Мамлакат – пионерку, которая получила орден Ленина за ударный сбор хлопка, – подчеркнул блогер.