Известный бурятский архитектор Джейран Уланов готовит персональную выставку к своему 70-летнему юбилею. Показать зрителю он решил и мозаичные панно, украшающие аэропорт «Байкал» с 1983 года. Однако, когда он пришел в аэропорт, то обнаружил, что его работы испорчены.
Отметим, в здании находились четыре мозаики, из которых нетронутым оказалось только панно «Космос». Остальные работы испортили: местами навесили полки и поместили вывески, в одной из мозаик и вовсе прорезали техническую дверь.
- Поехал фотографировать свои работы для выставки, сделал необходимые пропуски. А в аэропорту обнаружил, что две мозаики варварски изуродованы, а третья смещена. Я даже не знаю, когда такие перемены произошли, меня ведь никто не предупреждал. Отношение к моим работам кошмарное: буфетные полки гвоздями вбили прямо в мозаику, тут же какая-то проводка торчит. Могли немного сдвинуть всё это, но нет - прямо на мозаику, - негодует Джейран Уланов.
Он рассказал, что в эти панно было вложено много времени, сил и средств. Они выполнены из редкого и дорогостоящего материала - смальты. На работу ушло около двух лет, а нужные оттенки смальты Уланов искал аж в Ленинграде.
- Работа очень трудоёмкая, ведь смальта раньше изготавливалась только в трёх местах. Материал пришлось заказывать через знакомых, сказал, что для БАМа нужно. Такую смальту достать было трудно, на некоторых элементах даже сохранились штампы Николая I, - отмечает архитектор.
Заметим, мозаики Уланова не были признаны объектом культурного наследия. Тем временем, недавно к мастеру обратились с просьбой показать фотографии его панно «Космос» в Третьяковской галерее. Москвичи оценили кропотливую работу, и уже после выставки отправили нашему земляку благодарности.
- Один из работников аэропорта потом мне рассказал, как они «демонтировали элементы» - просто брали и отдирали целые куски! Им объяснили, что материал старый и ненужный, - вздыхает художник.
В аэропорту «Байкал» нам объяснили, что мозаики не входят в реестр объектов культурного наследия, поэтому и защитить их от повреждений никто не может. Когда в аэропорту началась организация международного пункта пропуска, панно начали беспрепятственно смещать, забивать гвоздями и урезать. Гендиректор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев заявил, что реконструировать здание без вреда для мозаек было невозможно.
- После организации международного пункта пропуска, мы вынуждены были изменить все технологические цепочки: движение пассажиров, общепита и так далее. Другого выхода у нас просто не было. В данный момент мы всеми силами стараемся сохранить оставшиеся элементы панно, – заявил Гармаев.
Однако Джейран Уланов с ним не согласен. Будучи архитектором, он считает, что есть сотни решений, при которых можно было и устроить международный пункт пропуска, и сохранить мозаику в первозданном виде.