В редакцию «Информ Полиса» вновь обратился заслуженный архитектор Бурятии и почетный архитектор России Доржи Идымов. На этот раз он высказал свои предложения по корректировке генерального плана застройки и развития Улан-Удэ.
Доржи Жамбалович более 40 лет занимается архитектурой и около 27 лет проработал в «Бургражданпроекте». Как специалист с многолетним опытом, он решил поделиться своими идеями по благоустройству нашего города.
– На сегодня Улан-Удэ - крупная планировочная агломерация со всеми присущими ей аспектами. Есть центральная зона и есть периферия. Если центр развивается организованно, в соответствии с генеральным планом, то периферия растет полустихийно, - объясняет Доржи Идымов. - Речь не о запрете строительства, сносе строений и так далее, необходима планировочная организация.
Перенос автовокзала
Архитектор заостряет особое внимание на неудобном расположении автовокзала, который находится возле ТК «Народный».
Он предлагает перенести его на площадь перед железнодорожным вокзалом. Для этого необходимо перекрыть привокзальную площадь на уровнях улицы Революции 1905 года.
Доржи Идымов считает, что таким образом будут обеспечены комфортные условия для пассажиров, которые прибывают из других районов Бурятии, чтобы далее следовать по железной дороге, и наоборот – с поезда пересаживаться в автобус. Пассажирам с детьми и тяжелым багажом не придется ехать до следующего места пересадки.
Холмистый рельеф столицы Бурятии позволяет сделать красивый архитектурный ансамбль с возвышениями, о котором другие города могут только мечтать.
Новый район
Сейчас население Улан-Удэ составляет более 439 тысяч человек. Население продолжает расти, а вместе с ним будет расширяться и город, захватывая пригородные поселения.
В связи с этим Доржи Идымов предлагает отделить от Советского района территорию за Селенгой, а именно от Левого берега до начала Иволгинского района, и сделать четвёртый административный район.
Благодаря появлению нового района заречная часть города получит хорошие возможности для развития своего потенциала и инфраструктуры.
«Сохранить нельзя снести»
Актуальной проблемой всё ещё остаются ветхие полусгнившие дома в самом центре Улан-Удэ. Местные жители и туристы считают, что они портят внешний вид города. Они не благоустроены, а первые этажи давно просели. Тем не менее их продолжают покупать. Многие дома, которые носят статус исторических памятников, должным образом не отреставрированы. Архитектор предлагает основательно заняться данной проблемой и рассмотреть вопрос о сносе тех домов, которые не подлежат капитальному ремонту или не имеют веской исторической ценности.
- Очень большой объём застройки находится под охраной как памятники истории, культуры и архитектуры, - говорит Идымов. - Например, насколько для истории города важно, что когда-то в каком-то доме проходило собрание РСДРП? Тем более надо признать, что у общества охраны памятников нет возможности содержать эти сооружения в надлежащем историческом контексте. Как говорится, сохранить нельзя снести.
Парк «Патриот»
В столице Бурятии второй год подряд планируется построить парк «Патриот» на Комсомольском острове. Общая площадь парка составляет 32 гектара.
Там откроются тиры, выставка образцов военной техники, гоночная трасса, спортивные площадки, а также планируется обустроить площадку для показа военной техники и экипировки. Отдельное место будет отведено для площадки под показательные выступления и комплекс «Партизанская деревня».
Доржи Идымов выступает против постройки парка «Патриот» на Комсомольском острове, поскольку данная местность является труднодоступной и затопляемой. Он предлагает перенести парк на Верхнюю Березовку и разместить его на поляне.
- На Верхней Березовке семь гектаров хорошей территории, рядом лес, есть где развернуться. А то там одни буузные и пивбары, - сетует архитектор. - А Бурятия сегодня хочет разместить этот парк на Комсомольском острове. Там затопляемая зона, необходимо укрепление берегов, а оно будет стоить немалых денег.
Разгрузка дорог в Советском районе
Доржи Идымов предложил способ, как снизить загруженность дорог в Советском районе. В Улан-Удэ выделяют четыре участка дорог, где возникают большие пробки. Три из них расположены в Советском районе.
- Транспортная схема Советского района загружена и разгрузить ее возможно строительством моста через Селенгу из Октябрьского района с выходом на автомагистраль М-55 (Иркутск - Чита), - говорит архитектор. - Это существенно разгрузит Советский район от значительного количества транспорта, идущего в иркутском, кяхтинском направлениях и в аэропорт. Это было заложено в генплан Улан-Удэ более 50 лет назад.
Доржи Жамбалович отметил, что при строительстве данного моста необходимо поставить дамбу, чтобы укрепить берега Селенги и Уды от подтопления левобережной части города, особенно в районе Мясокомбината.