В последнее время кремация становится чуть ли не единственной альтернативой обычному способу захоронения в крупных городах. Ведь найти место на городском кладбище все труднее и дороже. Но будет ли эта услуга также востребована в Бурятии?
Трудности позади
Еще в 2019 году в столице Бурятии рядом с городским кладбищем «Южное», что в районе Спиртзаводского тракта, началось строительство первого в Бурятии крематория. Но открытие оного так и не состоялось. Соглашение на строительство было подписано еще в 2018 году, и около полутора лет организация проходила строгую экологическую экспертизу и утверждение санитарно-защитной зоны.
Когда эти процедуры были позади, открытие запланировали на 2020 год. Но эпидемия коронавируса расстроила все планы: начиная от остановки строительства до импорта необходимого оборудования, то есть чешских печей. Из-за того, что Чехия страна маленькая и густонаселенная, в ней ввели полный карантин, приостановили производство и закрыли границы. Поскольку техника весьма специфичная и требует перевозки строго в теплое время года, открытие крематория в прошлом году было невозможным.
А пока республика потихоньку оправляется от пандемии, мы решили узнать, как сегодня обстоят дела у крематория. Оказалось, что строительство почти закончилось, остались только отделочные работы. Поэтому мы решили отправиться на экскурсию. К счастью, руководство будущего крематория согласилось показать свое предприятие и рассказать о нем.
Религия и экология
Вопреки нашим ожиданиям в крематории помимо холодильной комнаты и непосредственно помещения с печами будут два поминальных зала. Именно под них отведено больше всего пространства. Кроме процедуры кремации здесь будут оказывать и прочие ритуальные услуги: прощание и проведение обрядов священнослужителей по христианскому или буддийскому образцу. По словам нового директора крематория Соелмы Дашимолоновой, к религиозной стороне вопроса они подходили очень серьезно.
- Бурятия является крупнейшим в России буддийским регионом. А как мы знаем, в буддизме такой способ захоронения приветствуется. Как и в шаманизме. Русская православная церковь также разрешает кремацию. Более того, мы провели переговоры с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым и Владыкой Савватием, и они одобрили нашу деятельность, - говорит Соелма.
Печей нам увидеть не удалось - их перевозка запланирована на май этого года. Но необходимые условия для их установки, как и место для содержания усопших в нужной температуре, уже созданы.
Кроме внутреннего убранства в планах также облагородить двор крематория. Соелма Дашимолонова привела в пример европейские кладбища, которые почти ничем не уступают городским паркам и отлично вписаны в архитектуру города. Но в отличие от них задумка улан-удэнского крематория не несет экологических потерь.
- Кладбища - это экологическая бомба. Как правило, они расположены в населенных пунктах, а остатки разложения попадают в грунтовые воды и почву. Не стоит забывать о жертвах коронавируса и других заразных болезнях, которые за неимением альтернативы также погребены под землей. И, как известно, для новых мест захоронения нужна территория, а для этого вырубают леса, - заметила Соелма.
Тут девушка оказалась совершенно права. Только подъезжая к крематорию, трудно было не заметить, как для расширения «Южного» вырубили большой участок леса. Позже мы выяснили, что это подготовка почвы на 1 290 мест. А по данным Бурятстата за 2019 год, в Улан-Удэ из жизни ушло 4 073 человека. Но тут стоит отметить, что не всех усопших хоронят в столице. Но, тем не менее, на такое количество покойников нам попросту не хватит места, а вырубка леса не самое хорошее решение. Посему вопрос, справятся ли с такой нагрузкой городские кладбища, остается без ответа.
- Когда мы только начали стройку, леса было намного больше. К тому же тогда в 2019 году только ввели в эксплуатацию новые места для захоронения на «Южном». А уже сейчас, к сожалению, могилам нет конца и края, - рассказывает девушка.
Без лишних трат
На наш главный вопрос об открытии крематория Соелма ответила, что оно запланировано на июль-август этого года. Но будет ли услуга кремации востребована в Бурятии?
- Крематории есть в данный момент в более чем 20 городах России. В Москве и Санкт-Петербурге данная услуга очень востребована. До 80 % усопших кремируются. Мы побывали в городах, сопоставимых с Улан-Удэ по численности: Ярославль, Тула, Архангельск. Везде данный способ погребения пользуется спросом, - говорит девушка.
Но смогут ли жители Бурятии позволить себе такой способ захоронения? Мы решили сравнить цены традиционных похорон и цен на кремацию в других городах.
Ближайшие услуги кремации оказывают в Новосибирске и Новокузнецке. В столице Сибирского федерального округа цены на кремацию зависят от того, будет ли в прайс включена процедура прощания и есть ли у усопшего соцпакет. Самый бюджетный вариант - 28 тысяч рублей.
В Новокузнецке цены куда демократичнее, ведь их крематорий не оказывает ритуальных услуг. Близкие усопшего должны сами купить гроб и предоставить справку о смерти, тогда кремация обойдется в 9 180 рублей.
Что касается традиционного захоронения, здесь также учитывается много факторов, в том числе дороговизна материалов и процедура прощания.
Средние цены на погребение в Улан-Удэ:
- гробы - от 4 500 до 15 000 рублей;
- памятники - от 3 500 до 14 000 рублей;
- ограды - от 3 000 до 14 000 рублей.
Не стоит забывать и об услугах катафалка и высечки изображения. Как нам сказала сотрудница одного из ритуальных агентств, лучше не обращаться в муниципальные службы, мол, там берут больше денег. Но стоит ли ей верить?
О ценообразовании в крематории говорить еще рано, но руководство считает, что цены будут не дороже обычных похорон. Но если считать, что не потребуются памятник, оградка и тому подобное, то однозначно дешевле, говорит Соелма.