жилье
9163
4

В Улан-Удэ разгорается грандиозный скандал вокруг сноса пятиэтажки на ПВЗ

Люди, чей дом признали сейсмоопасным, не хотят покидать насиженное место

Фото: Т. Родионова

В ассоциацию управляющих компаний Бурятии пожаловались обитатели дома № 23а на улице Буйко. В прошлом году его признали аварийным вопреки желанию людей, хотя рядом стоят ещё несколько таких же жилых зданий и все – в удовлетворительном состоянии.

Построили их примерно в одно и то же время. Почему именно 23-ий дом попадает под снос, люди упорно не понимают. И переезжать в «сотые» кварталы на окраину Улан-Удэ, как предлагают чиновники, не хотят.

Любопытно, но в том же микрорайоне есть деревянные постройки 1935 года, которые, наоборот, не признают аварийными. Несмотря на сильную изношенность, их включили в программу капитального ремонта. Ассоциация решила прояснить ситуацию и организовала встречу местных жителей с представителями Железнодорожной администрации, мэрии и фонда капитального ремонта.

«Его никто не видит»

Началось всё с того, что от одного из собственников поступило заявление о признании дома аварийным, причём вместе со всеми необходимыми документами. Соседи уверяют: экспертизу сделали очень быстро – буквально за один день. Специалист сам рассказал им в приватной беседе, что «его торопили». В итоге комиссия пришла к выводу, что здание в самом деле подлежит сносу – дескать, землетрясения оно может и не выдержать. 

- Смущает, что нас выкидывают совершенно в другой район. Тут и садик, и школа, тут же гараж. Я же не могу оставить его и уехать, – возмущается одна из местных жительниц. – Родителей специально привезла из Амурской области, поселила их в соседнем доме. И это чтобы меня выкинули в «сотые»?

В 115-ом микрорайоне, куда вроде как предлагают переехать людям, дома как такового ещё нет. Но сроки переезда уже обозначили.

- Мы попросили хотя бы кадастровый номер земельного участка, чтобы понять, куда нас выселяют. Вроде спланировали, что там будет наш дом. Говорят, земли, где его построят, пока нет, но тут же заявляют, что уже спроектировали. Попросила проект посмотреть, сравнить квартиры. Ничего нет. Но сказали: если вы попадаете в эту программу по сейсмоустойчивости, вас уже в 2024 году выселяют. А компенсация не предусмотрена. То есть в программу включили без нашего ведома, но права выбора не дали.

Жилому зданию требуется капитальный ремонт. Состояние фасада оставляет желать лучшего, хотя стоящие по соседству в порядок привели. Так, 21-ый отремонтировали, потому что «его видно с дороги», а 19-ый – «с площади Славы».

- А наш стоит посередине, его никто не видит, внимания никто не обращает, – поделилась наша собеседница.

Аварийным дом признали в мае, а соответствующее уведомление пришло в августе. Из программы капремонта здание исключили, так что обновлять фасад не на что. У чиновников – одни отписки.

- Экспертизу сделали в мае и заявление (от собственника) тоже было в мае, – говорят люди. – Одни советуют обратиться  в комитет городского хозяйства, другие – в суд. Говорят, что помочь уже ничем не могут, пути назад нет.

«Город не может оставаться в стороне»

Начальник управления по развитию территории и земельному контролю администрации Железнодорожного района Улан-Удэ Золто Хамаганов пояснил: с жильцами не раз проводили собрания и разъясняли им, что оставаться в доме опасно.

- Не дай бог, что-то случится, какие-то сейсмоугрозы, – отметил он.

На это собравшиеся заявили, что последнее землетрясение, которое произошло в Улан-Удэ, они даже не ощутили.

- Чтобы попасть в программу по сейсмике, нам нужно было признать дома аварийными – вот именно каменные, которые многоэтажные, пятиэтажные, – подчеркнул Золто Хамаганов. – Этот дом по всем параметрам подходил. Мы видим, что он аварийно опасный. Но ещё неизвестно, когда мы попадём в программу. Это может произойти и через десять лет. Конечно, всё можно оспорить в судебном порядке. Но когда дом разваливается на глазах, город не может оставаться в стороне. 

Контроль идёт за всеми многоэтажками, уверяют чиновники. Мол, как только фиксируется подземный толчок, их сразу обследуют.

- Получается, вам нужно было признать дома аварийными? – уточнил гендиректор ассоциации управляющих компаний Бурятии Максим Киреенко. – Я правильно понимаю?

- Мы для этого и собирались, всё это разъясняли, – отметил Хамаганов. – Нет желания попасть – значит, нет.

Участники встречи то и дело переходили на повышенные тона. Кворума не было, утверждают жильцы, так что признать дом аварийным без их согласия не могли. 

Начальник отдела жилищного хозяйства КГХ мэрии Улан-Удэ Светлана Григорьева сообщила, что это решение предлагали обжаловать в суде,а заявление – отозвать. Но собственники якобы ничего не предприняли. Из программы капремонта здание выпало, в другую – по сейсмике – пока не попало.

- Если суд отменит заключение межведомственной комиссии, мы восстановим дом в программе капремонта и уберём его из перечня аварийного жилья, – пояснила Григорьева.

Теперь дело – за самими жильцами. Предстоит ещё разобраться, по своему ли желанию и доброй воле собственник подал то самое заявление о включении дома в список аварийных. Земельный же участок, на котором он стоит, скорее всего, изымут для муниципальных нужд.

Отметим, на расположенной неподалёку улице Гвардейская вовсю капитально ремонтируют деревянные дома, которые как раз требуют сноса. Но инициировать таковой могут как раз собственники – при условии, что жилые здания не обслуживает никакая управляющая компания. Разъяснительную работу с людьми проводят, говорят чиновники. «Они выбирают путь сами», – говорит Золто Хамаганов.

Дома-развалюхи приходится приводить в порядок на деньги из «общего котла», а собираемость взносов на капремонт там обычно низкая. Нет никакой гарантии, что через пару-тройку лет эти постройки не включат в перечень непригодных для проживания, и тогда вложенные в масштабные работы деньги просто уйдут в никуда.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях