В своей статье излагаю своё видение, версию ещё плохо исследованной древнейшей истории нашего народа, ссылаясь на последние генетические исследования останков хуннов и азиатских народов.
В недавней моей статье не были затронуты вопросы: кем были заняты и расселены территории Прибайкалья, Забайкалья, современной Монголии и Внутренней Монголии Китая до нашей эры и в первом тысячелетии нашей эры, кроме упоминаний событий, описанных в легенде о Эргуне-кун и предположений о том, что эти территории были расселены тюркоязычными племенами и задавался вопросом: все в это время где были и чем занимались монголоязычные племена?
Из многих источников известно, что хунну Южной Сибири - северные хунну откочевали поэтапно в Европу, начиная с середины первого века до н.э. и до конца первого века нашей эры.
Анализ данных полногеномных исследований древних обитателей восточно-евразийской степи позволил восстановить демографическую историю региона за шесть тысяч лет и составить представление о динамике развития крупнейших кочевых империй Восточной Азии.
Результаты опубликованы в журнале Cell.
Начиная с эпохи поздней бронзы и до средневековья монгольская степь была местом зарождения самых могущественных в Евразии государств кочевников — сначала Хунну - до нашей эры, а затем — Монгольской империи (в конце первого, в начале второго тысячелетия нашей эры).
Чтобы лучше понять историю развития крупнейших империй Восточной степи, ученые из Германии, Монголии, России, Южной Кореи и США собрали и проанализировали полногеномные данные для 214 человек из 85 захоронений на территориях Монголии, Внутренней Монголии и трех субъектов в России, граничащих с Монголией.
Это крупнейшее исследование геномов древних обитателей Восточной Азии, охватывающее период с 4600 года до нашей эры до 1400 года нашей эры.
Результаты анализа показали, что в начале исследуемого периода восточно-евразийская степь была населена охотниками-собирателями, у которых прослеживаются ветви как северовосточно- азиатских (ANA), так и северо-евразийских (ANE) предков.
Около 3000 года до нашей эры здесь получило развитие молочное скотоводство в результате распространения афанасьевской культуры Горного Алтая. Последняя, в свою очередь, восходят к ямной культуре степных скотоводов Причерноморья. Мигранты с запада оставили незначительный генетический след, но оказали огромное культурное влияние, и к середине-концу бронзового века молочное скотоводство уже практиковало все население Восточной степи.
У народов Азии нашли необычные генетические корни.
Исследователи выяснили, что в эпоху поздней бронзы и раннего железного века популяции на западе, севере и юге центральной части Монголии сформировали три отдельных, географически обособленных генофонда.
Спустя тысячелетие, благодаря распространению верховой езды и возросшей мобильности, они слились в единую общность, ставшую этнической основой будущей империи Хунну — первой кочевой империи в Азии.
Помимо местных этносов, в формировании народа хунну на севере центральной части Монголии участвовали мигранты со всей Евразии, от Черного моря до Китая.
"Возвышение хунну связано не с простым генетическим оборотом или заменой, а с внезапным смешением различных популяций, которые были генетически разделены на протяжении тысячелетий.
В результате хунну демонстрируют впечатляющий уровень генетического разнообразия, который отражает большую часть Евразии".
Спустя тысячу лет в Восточной степи возникла Монгольская империя — крупнейшая восточная империя в истории. У ее представителей отмечается заметный рост доли восточноазиатских корней по сравнению с ранними хуннскими, тюркскими и уйгурскими народами. В их родословной почти полностью утрачена составляющая ANE.Эти материалы описывают исследования одной группы генетиков.
Далее изложу материалы, основанные на исследованиях другой группы генетиков.
Несмотря на «этнический калейдоскоп» в степях Евразии в гунно-сарматское время и последующие периоды (за две тысячи лет!) структура женского генофонда населения забайкальских степей изменилась слабо, сохранив многие генетические черты хунну.
Согласно Н.Я. Бичурину, монголы находились под верховной властью двух единоплеменных Хунну и Дун-ху. Хунну они называют древним народным именем монголов. Бичурин пишет: «Хуньюй, Хяньюнь и Хунну - суть три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов».
Весной 2017 года у сибирских ученых вышли две статьи по генетике древних кочевников. Текст о скифском мире напечатан в Nature Communications, а в журнале Archaeological and Anthropological Sciences опубликован более узкое исследование о ГЕНОФОНДЕ знаменитого своей воинственностью племени ХУННУ.
Руководил работой исследовательской группы АЛЕКСАНДР ПИЛИПЕНКО из межинститутского сектора молекулярной палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН.
В журнале «Archaeological and Anthropological Sciences» статья сибирских ученых, которые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну – древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии и Забайкалья.
Монголы и буряты сохранили многие генетические черты хунну.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ХУННУ:
На начальном этапе своей истории хунны не имели прямого отношения ни к тюркам, ни к уграм Урала. И только в имперский период хуннской цивилизации данные народы вошли в гуннскую государственность. Гуннами в более поздний период себя именовали такие народы, как авары, сабары, хазары, угры и некоторые булгарские племена. Все они являлись потомками племён, некогда входивших в великую гуннскую империю.
Собственно, в истории гуннских империй было две: первая возникла задолго до н.э. к северу от Китая и прекратила своё существование в середине первого века до н.э., после чего происходила миграция хуннов в Европу с завоевательными походами, поглощением, смешением с другими племенами и народами задолго до чингисидов, которые намного позже повторили почти такой-же путь. В итоге окончательно и хунны, и чингисиды растворились среди завоеванных ими же племен и народов.
Вторая гуннская империя существовала в Европе с 375 по 453 год (78 лет). Гуннов, появившихся в 4 веке на территории Европы, тоже можно назвать гуннами лишь номинально. Поэтому, выясняя генетическое происхождение гуннов, следует обратиться не к поздней имперской истории, а к начальной – к истории конкретного племени, ставшего доминирующей объединительной основой для многих племён, известных в дальнейшем, как гунны.
Первоначальные орхонские уйгуры из союза племен тогуз- огузов из конфедерации Телэ, прямые потомки северных хунну образовывали, периодично три Уйгурских каганата на реке Орхон - приток реки Селенга, которая впадает в нее в районе г.Сухэ-Батора, т.е орхонские уйгуры, кто еще не ушли из Хангайского нагорья в Восточный Туркестан и провинцию Ганьсу нынешнего Китая, по большей части были гаплогруппы N. Л.Н. Гумилев пишет о хунну: в то время когда китайцы и жуны уничтожали друг друга в истребительных войнах, в степях Центральной Монголии и Южного Забайкалья сложилась оригинальная культура, которой предстояло большая будущность. Это так называемая "культура плиточных могил", а по сути дела - ранний этап самостоятельной хуннской культуры.
Она исследована Г.И. Боровской и Г.П. Сосновским, но законченное описание ее принадлежит А.П. Окладникову.
Эти могилы, вытянутые цепочками с юга на север, содержат великолепные изделия из бронзы. Жуны (жун — букв. воинственное племя) — китайское название племён, обитавших вдоль северных и северо-западных границ империи Чжоу (1123—254-е годы до н.э.). Традиционно рассматриваются как протомонгольские и прототангутские племена.
Л.Н.Гумилев дает такую периодизацию историю хунну:
XVIII в. до н.э. - в это самое время в степи, примыкавшей к южной окраине Гоби, складывался новый народ - хунны. Издавна там кочевали племена хяньюнь и хуньюй. Ни те, ни другие не были хуннами. В ту эпоху хуннов еще не было.
Но после того, как была низвергнута династия Ся (1764 г. до н.э.), сын последнего царя Цзе-куя, умершего в изгнании, - Шун Вэй - с семейством и подданными ушел в северные степи. Шун Вэй, по китайской исторической традиции, считается предком хуннов.
Согласно этой традиции, хунны возникли из смешения китайских эмигрантов и степных кочевых племен.
1200 лет до н.э. - вторая дата хуннской предыстории, нащупанная археологами, - приблизительно 1200 г. до н.э. Около этой даты совершился первый переход южных кочевников через пустыню Гоби; с того времени пустыня стала проходимой, и хунны освоили оба ее края.Л.Н.Гумилев напрямую выводит хунну от культуры плиточных могил, считая, что перешедшие Гоби хунну основали эту культуру.В то время когда китайцы и жуны уничтожали друг друга в истребительных войнах, в степях Центральной Монголии и Южного Забайкалья сложилась оригинальная культура, которой предстояло большая будущность. Это так называемая "культура плиточных могил", а по сути дела - ранний этап самостоятельной хуннской культуры. Судя по дошедшим до нас материалам, основным занятием людей, оставивших плиточные могилы, было скотоводство; к тому же они в совершенстве владели техникой литейного дела.
В могилах обнаружены раковины-каури из Индийского океана, белые цилиндрические бусы из пирофиллита, фрагменты сосудов-триподов китайских форм. Это указывает на широту культурных связей, которые простирались от Китая до Тибета, Минусинской котловины, Средней Азии и Индийского океана.
В чем же различие культуры плиточных могил и последующей, непосредственно примыкающей к ней хуннской культуры.
Во-первых, хунны широко использовали железо, которое в плиточных могилах встречается редко. Этот факт получает крайне простое объяснение. Первоначально степняки получали железо с юга от тибетцев-кянов. Сомкнулись они с ними около 205 г. до н.э., и только тогда железо потекло в Степь широким потоком.
Во-вторых, у хуннов мы обнаруживаем царские могилы. И это понятно, так как лишь в 209 г. до н.э. произошла консолидация родов и была установлена твердая центральная власть, а до этого хунны были просто конфедерацией родов. Значит, появление царских могил - не что иное, как этап истории одного народа. Все прочие черты совпадают, и, следовательно, вышеприведенная характеристика относится к ранне-хуннскому обществу, точнее, к становлению его в IX-IV вв. до н.э. В IV в. хунны усилились настолько, что перешли обратно на южную сторону Гоби, и китайцы, только что одержав победу над бэйди, были вынуждены защищаться от нового врага, учитывая его особую стратегию и непривычную тактику.
Памятники этого столкновения - Великая китайская стена и плиточные могилы во Внутренней Монголии и Бурятии.
Период преобладания кочевого этноса Хунну, первоначальные хунну - это "плиточники", и их потомки - орхонские уйгуры (племена тогуз-огузов, в их числе байырку/баегу/баргу) с гаплогруппой N -двуязычные: монголоязычные и тюркоязычные.
Также традиционно рассматриваются, как протомонгольские, и прототюркские племена.
В ХХ в. Л. С. Клейн выдвинул идею трех генераторов народов: индоевропейского, семитского и монгольского.
Особенность монгольского генератора заключается в том, что ни одно монголоязычное племя, ушедшее на юг и на запад, не сохранило язык, за исключением калмыков, недавно исторически переместившихся на Запад (конец XVII в).
Были исследованы язык хойхуских (телэских) племен и пришли к заключению, что хойху, в том числе уйгуры, были в Древности и Средневековье монголоязычными и было оригинально разрешо противоречие среди историков, относящих одних телэ, например, уйгуров к тюркам, других – к монголоязычным, например, ойратов (калмыков), баргутов и т.д.
Сказанное выше дополняется новыми данными, что можно смело говорить о монголоязычности Хунну.
Речь идёт не о монголах, которые появились в IX веке, а о монголоязычности Хунну.
На вопрос: «Кто такие?» - они отвечали: - «Хунну, народ, люди мы». Задолго до нашей эры, житель Забайкалья и Халхи привык отвечать на вопрос кто ты? – Хун – человек, это был обязательный ритуал при встрече незнакомца.
Тюрки появились в VI веке новой эры, ни о каком «тюркизме», и ни о каком «монгольском» происхождении речи быть не может, речь может идти преимущественно о монголоязычности, по характеру и образу жизни. Этнически Хунну были большей частью монголоязычны, свыше 50% слов были монголоязычные, но в эпоху Хунну до V века новой эры ещё окончательно не выделились монгольские, тюркские и маньчжурские языки из общей массы алтайских народов.
Советский палеонтрополог Г. Ф. Дебец указывал на хронологическую близость могильников Венгрии и Забайкалья. Считал, что останки как покоящиеся в могильниках Венгрии, так и останки в могильниках Забайкалья принадлежит к одной расе – палеосибирской. (Дебец Т.Ф. Палеоантропология СССР М.Л. 1948 стр. 121- 123).
Расовая принадлежность азиатских Хунну споров не вызывает - они монголоиды, притом типичные!
Насчёт генетической и языковой общности хуннов с монголоязычными народами и что хунны являются нашими предками пытался доказать в данной статье.