Бурятия – один из лидеров в Сибири и на Дальнем Востоке по домам-долгостроям. До июня 2020 года дольщикам приходилось своими силами выбивать заветные квадратные метры, но с появлением регионального Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства появилась большая надежда на структурированное решение проблемы обманутых дольщиков. Эта организация была создана для того, чтобы урегулировать обязательства обанкротившихся застройщиков перед людьми и помочь обрести долгожданные дома.
Однако процедура решения проблемы не такая уж и быстрая. И кто же виноват в том, что дела с долгостроями тормозятся?
От перемены мест – один итог
История с домом на улице Сахьяновой, 9а, длится очень давно – несколько лет назад ООО «Улан-Удэжилстрой» начало возведение этого дома и одновременно занялось строительством молодежного жилого комплекса на Столичной, 1.
Однако после непонятных манипуляций с денежными средствами и строительными материалами обе стройки «встали». Дальше начались бесконечные процедуры смены застройщиков, в итоге за достройку дома на Сахьяновой взялось ООО «Универсал». И не успели дольщики обрадоваться, как оказалось, что и этот застройщик дом достроить не может.
Надежда у обманутых улан-удэнцев вновь проснулась после создания Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, который может помочь и застройщика признать банкротом, и получить деньги из федерального бюджета на достройку дома либо выплату компенсации.
Но, как оказалось, проблемы на этом не закончились. В редакцию «Информ Полиса» обратились улан-удэнцы, которые вложили свои средства в строительство этого ЖК.
Большей части дольщиков приходят отказы по разным причинам, но чаще всего из-за того, что отсутствуют какие-либо документы.
«На сегодня все дольщики отправили заявления на включение в реестр кредиторов по различным причинам, которые сводятся в основном к нехватке каких-либо документов. Проблема в том, что наш конкурсный управляющий из 154 дольщиков включил в реестр только 34 человека», – рассказывают в письме дольщики.
В региональном фонде сообщили, что причина отказов кроется в том, что ранее строительством дома занималась другая компания – ОАО «Улан-Удэжилстрой».
– Конкурсный управляющий ООО «Универсал» включает участников долевого строительства на основании подтверждающих документов об оплате долевого участия. К сожалению, не все дольщики могут представить такие документы, поскольку ранее застройщиком была другая компания, – рассказал генеральный директор фонда Анатолий Бирюков.
Как оказалось, документы у дольщиков отличаются: у кого-то договоры заключены с ОАО «Улан-Удэжилстрой», а у кого-то – с ООО «Универсал».
– Сейчас фонд обратился в адрес конкурсного управляющего с просьбой представить актуальную информацию по таким заявителям для проработки вопроса, – добавил гендиректор фонда.
С домом в поселке Загорск ситуация ещё печальнее: дольщиками оказались участники проекта по строительству молодежных жилищных комплексов от Министерства спорта и молодежной политики. И, конечно, в ней участвовали молодые специалисты и семьи.
По условиям республика предоставляла субсидию на приобретение жилья – 20% от стоимости квартиры, а остальную сумму должны были внести будущие жильцы.
Застройщиком этого МЖК выступил тот же «Улан-Удэжилстрой», стройка началась практически одновременно с домом на Сахьяновой.
В апреле 2015 года было начато строительство молодежного жилищного комплекса в поселке Загорск на улице Столичной, 1а. Но в 2016 году застройщик прекратил строительные работы, а после подал в суд о признании себя банкротом.
В целом истории схожи, дальше за строительство взялась иркутская фирма (в то время продажа квартир продолжалась и, насколько нам известно, застройщик получил от дольщиков 30 млн, которые, по его словам, потратил на строительство). Однако строительная фирма быстро поняла, что на достройке этого дома ей вряд ли получится заработать, и отказалась от этой затеи. Таким образом дольщики вновь лишились надежды на уютные квартиры.
Но нашелся ещё один желающий достроить многострадальный дом – ООО «Шэнэсэн». Однако передача документов на строительство затянулась: один из дольщиков подал в суд на иркутскую компанию, из-за чего новый подрядчик не мог приступить к работе.
Но, как оказалось, все усилия были напрасны – «Шэнэсэн», как и его предшественники, также обанкротился.
Дольщиков «Шэнэсэна» рискнем назвать счастливчиками: благодаря региональному фонду было принято решение о выплате компенсации участникам долевого строительства.
- Теперь, участники долевого строительства по ул. Столичной могут обратиться в уполномоченный банк за выплатой возмещения. Сумма возмещения для каждого считается индивидуально, а денежные средства будут перечислены на указанный дольщиком счет в течение 10 рабочих дней после получения банком заявления, - рассказали представители фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства.
Многоходовочки и прятки
Подобная история произошла и с ООО «Домстройкомплект», только в этом случае застройщик не представляет необходимые документы и не идет на связь с конкурсным управляющим.
Проблемы, судя по открытой информации, у застройщика начались в 2016 году. Ещё в 2015-м активы компании «весили» 300 млн рублей (из них около 60 млн – выручка, 5 млн – прибыль), а в 2016-м – голые нули.
На протяжении трех лет в компании не прекращались проблемы, а «Домстройкомплект» даже пытался ткнуть пальцем в самих дольщиков и заявил, что это они недобросовестно отнеслись к своим обязанностям.
По информации из нашего источника, в то же время внутри компании были свои передвижения – директора компании Александра Рогожина суд приговорил к шести годам условного срока за то, что он предложил помочь обманутой его же компанией дольщице оформить все документы так, чтобы получить квартиру. «Помощь» свою он оценил в 153 тысячи рублей. Женщина обратилась в полицию, и при передаче денег Рогожин был задержан.
К тому времени проблемой этого недостроя занялись федеральные и региональные власти с помощью Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. И здесь, казалось бы, можно «выдохнуть»: компания признана банкротом, назначен конкурсный управляющий, осталось дело за малым – получить документы от застройщика и пройти одобрение на получение финансирования от федерального фонда. Однако руководство компании вновь устроило дольщикам сюрприз.
Руководитель компании-должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего был обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей компании конкурсному управляющему, но никто этого не сделал.
Финансовые документы компании за три года или утеряны, или могут специально скрываться. Бывшее руководство тоже не собирается выходить на связь. На последнее заседание суда бывший руководитель ООО «Домстройкомплект» не явился, а заказные письма с уведомлениями возвращены организацией почтовой связи с отметкой «истек срок хранения».
Таким образом, вслед за решением гражданских или арбитражных судов может наступить уже уголовная ответственность, и мы получим еще одно громкое дело «Домстройкомплекта».
Сейчас ситуация с «Домстройкомплектом» разрешилась – дольщикам, как и в ситуации с «Шэнэсэном», осталось лишь дождаться согласования суммы, которую запросил конкурсный управляющий у федерального фонда.
Вывод
Радует, что сейчас органы власти прописали более жесткие требования по отношению к застройщикам. По нашему мнению, одним из самых действенных является условие открытия эскроу-счетов. Теперь застройщик не может пользоваться деньгами дольщиков при строительстве, а может использовать только заемные или собственные деньги. И если вдруг застройщик становится банкротом, то деньги возвращаются на счет дольщика.
Но что же делать людям, которые вложили свои средства много лет назад, а возврата денег или обещанных квартир так и не дождались? По нашему мнению, бюрократические процедуры вносят ещё больше сложностей: долгий сбор и оформление документов, множественные рассмотрения в судах и комиссиях, с одной стороны, дают надежду на скорое разрешение ситуации. Но сколько необходимо ждать? Как оказалось, на это влияют различные факторы, в том числе и кадровый дефицит в Бурятии.
Как оказалось, в республике нет аккредитованных конкурсных управляющих, а ближайшие двое в Иркутске и Братске. Поэтому Бурятии приходится обращаться к ним за квалифицированными специалистами. Это значительно тормозит процесс и вызывает негодование у и так измученных дольщиков.
Но другого выхода из порочного круга бумажной волокиты и бесконечных судов нет. Вселяет надежду то, что региональный фонд заявляет: «Если ваш дом республика включила в список, обратной дороги нет. Ваш дом будет достроен. Нужно только время». И это единственное, что есть у многострадальных дольщиков, ведь денег нет уже давно. Остается только ждать.