ТГК-14
4490
1

Почему «дочка» РЖД никак не может избавиться от акций ТГК-14?

За последние годы предпринималось несколько попыток продать долю в энергокомпании

Фото: russianstock.ru

ОАО «РЖД» за последние четыре года предпринимало несколько неудачных попыток продать свою долю в ПАО «ТГК-14».  Российский холдинг владеет 39,81 % акций энергетической компании через свою «дочку» ООО «Энергопромсбыт». Провалы вынудили РЖД сменить стратегию, поэтому, возможно, уже в этом году они выставят на аукцион контрольный пакет акций ТГК-14. 

О том, почему монополист терпел фиаско при продаже и поможет ли новая стратегия избавиться от актива, мы узнали у Александра Доржиева, экономиста, частного инвестора и независимого финансового консультанта. 

Непрофильный актив

РЖД купили акции Территориальной генерирующей компании № 14 в 2008 году для обеспечения стабильного энергоснабжения на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях. У компании не было альтернативных поставщиков электроэнергии на этой территории. ТГК-14 обошлась в 6,15 млрд рублей РЖД и партнеру Григорию Березкину, который в 2012 году продал холдингу свой пакет акций. Сейчас обеспечением электроснабжения на железнодорожных магистралях занимается ФСК («Россети»), поэтому РЖД признали ТГК-14 непрофильным активом

ООО «Энергопромсбыт» (дочернее общество ОАО «РЖД»), которому принадлежат активы, неоднократно заявляло о планах продать долю ТГК-14. РЖД вынуждены это сделать: законом об электроэнергетике запрещено совмещение деятельности по передаче электроэнергии (специализируются РЖД), а также ее производству и купле-продаже (ТГК-14). 

В 2010 году РЖД собирались объявить конкурс по продаже доли в ТГК-14, но так и не сделали этого. В 2017 и 2018 годах монополия вела переговоры о продаже, но не смогла найти покупателя. Судя по торгам Российского аукционного дома, ООО «Энергопромсбыт» выставляло акции на продажу в декабре 2019 года, январе, марте и декабре 2020-го. И каждый раз заявок не поступало. Стартовая цена лота с декабря 2019 года по март 2020-го составляла 2,31 млрд рублей, минимальная цена - 1,24 млрд рублей. Но в последний раз стоимость упала в 1,3 раза – до 1,6 млрд рублей. 

Серия неудачных попыток вынудила РЖД начать разработку новой стратегии продажи. Недавно заместитель гендиректора госкомпании Александр Плутник сообщил, что холдинг рассматривает возможность продажи единого пакета акций ТГК-14 (почти 90 %), принадлежащих самому холдингу и НПФ «Благосостояние» (владеет большим пакетом акций через УК «Тринфико» и УК «РВМ Капитал». - Прим. авт.). Продажа запланирована на 2021 год, но еще потребуется оценка пакета. 

Акции без дивидендов

Финансовый консультант Александр Доржиев не видит ничего необычного в том, что РЖД продают акции ТГК-14. 

- Возможно, РЖД купили эти акции в расчете на то, что у нас что-то изменится в системе. Мы наконец-то перестанем отапливать воздух Улан-Удэ, а государство вложит деньги, чтобы достроить ТЭЦ-2. Вроде бы на это нужно 33 млрд. Но «жирные» времена прошли, а сейчас не так все хорошо из-за цен на нефть. Нет ни денег, ни политической воли, чтобы улан-удэнская часть ТГК-14 нормально заработала. Эта отрасль довольно сильно связана с государством. Я думаю, что мы навсегда с ТЭЦ-1, которая построена в 1936 году. Когда-то, может быть, и осмелятся решить этот вопрос, когда мы все задохнемся от дыма и замерзнем, - рассуждает он. 

Инвестор предполагает, что отсутствие спроса связано с тем, что у потенциальных покупателей даже нет представлений, как заработать на ТГК-14. 

- Я бы тоже очень удивился, если бы рассматривал покупку этих акций. Тут как с быка молока: прибыли нет, дивидендов нет, очевидных перспектив роста пока тоже нет. Нет причин ее покупать. Это совершенно невыгодный бизнес. Если бы собственником были не РЖД, а частник, то он давно бы избавился от этого хлама. Единственное, там менеджмент платит себе зарплаты и все. Но в инвестициях навечно ничего невыгодным не бывает. Тут я остаюсь оптимистом. Я покупаю акции компаний в этой же отрасли из других регионов. Ими владеют государство или частные инвесторы. Вообще все прекрасно! Есть внятные дивиденды и прибыль. Возможно, у нас одна из худших компаний, - говорит Александр Доржиев. 

Если РЖД и «Благосостояние» все-таки выставят почти 90 % акций ТГК-14, возможно, актив станет более привлекательным, считает Доржиев. 

- Контрольный пакет всегда интереснее. Например, при 39 % можно принимать только часть решений, сам ничего решить не можешь, не согласовав с остальными акционерами. А свыше 75 % – это уже квалифицированное большинство. Можно решать и совершать все самостоятельно, ты полный хозяин. Но будет премия за контроль (дополнительная стоимость за полномочия по управлению компанией. – Прим. авт.). Остается и контроль тарифов, оптовых и розничных. Может, с государством будет проще договориться единолично, вдруг так получится улучшить положение компании, увеличить прибыль, - резюмирует эксперт.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях