Северная Корея
5306
2

Троих жителей КНДР, отсидевших в Бурятии, отправили в Южную Корею

Они сбежали с родины и незаконно проникли в республику через Монголию

Фото: pixabay.com

Уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова рассказала в соцсетях историю четырёх жителей Северной Кореи, которых задержали в одном из джидинских сёл при незаконном пересечении российско-монгольской границы.

Произошло всё ещё 26 марта 2019 года. Граждане КНДР проникли в соседнюю Монголию через Амурскую область. Они думали, что добравшись туда, смогут оформить в посольстве Южной Кореи гражданство и отправиться в страну утренней свежести на ПМЖ.

Один из них скончался почти сразу. У мужчины были проблемы со здоровьем. Иностранец, который не смог продолжить путь, попросил товарищей оставить его и идти дальше. Друзья до последнего скрывали эту информацию – не хотели, чтобы его выслали из страны. Они думали, что спутник смог вернуться в Амурскую область.

Тело северокорейца позже обнаружили в Джидинском районе. Защитой прав остальных его соотечественников Юлия Жамбалова занималась целых два года. Началось всё с того, что в конце апреля 2019-го с ней связались представители одной организации с просьбой оказать содействие беженцам. Потом к ситуации подключился адвокат, которого порекомендовала уполномоченный.

- В мае 2019 года в рамках планового визита в СИЗО № 1 я посетила камеры, где находились эти граждане. Учитывая, что их задержали ранней весной, а на дворе было уже тепло, встал вопрос о смене одежды на летнюю, – поведала омбудсмен на своей странице в Facebook. – У одного из задержанных было хроническое заболевание, и он нуждался в медицинской помощи. Кроме того, мужчина находился в камере с курящими людьми, что было ему противопоказано.

После вмешательства Юлии Жамбаловой иностранца перевели в камеру к некурящим. Члены общественной организации «Национально-культурная ассоциация корейцев РБ», к которой обратилась омбудсмен, преобрели летнюю одежду и товары первой необходимости для жителей КНДР и передали в следственный изолятор.

В августе того же года беглецов признали виновными в попытке незаконного пересечения государственной границы России. Каждому дали год и восемь месяцев в исправительной колонии общего режима. Защита обжаловала приговор, посчитав его слишком суровым, однако Верховный суд Бурятии оставил решение без изменения.

- Занимаясь вопросами уголовного преследования, мы понимали, что, окажись корейцы на свободе, встанет вопрос о законности их нахождения в России и возможной депортации из страны. Они совершили, хоть и неоконченное, но преступление, относящееся к категории тяжких, – пояснила Юлия Жамбалова.  

Дело в итоге дошло до Страсбурга. В конце мая 2019-го Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу о применении срочных мер в отношении северокорейцев. ЕСПЧ указал, что они не подлежат высылке в Северную Корею.

Сложности возникли и при оформлении доверенностей в СИЗО-1. Омбудсмену пришлось проводить совещание с представителями УФСИН по Бурятии и управлением миграции республиканского МВД. В итоге адвокату выдали доверенности на представление интересов граждан КНДР в миграционной службе и других органах государственной власти.

- К моменту рассмотрения апелляционных жалоб стороны защиты в Верховном суде Бурятии у них возникло право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. После вступления приговора в законную силу адвокат подал соответствующие ходатайства, – подчеркнула уполномоченный.

В феврале 2020-го корейцы вышли по УДО. Затем омбудсмен обратилась в управление по вопросам миграции с заявлением о предоставлении им временного убежища в России. В мае, после собеседования и медкомисиий, иностранцы его получили.

- Всё это время им во исполнение постановления суда приходилось один раз в месяц отмечаться в отделе полиции. Для переселения в Южную Корею гражданам требовалось пройти собеседование в консульстве в Москве. С помощью МВД были подготовлены справки следования, однако из-за коронавируса и сложившейся в Москве ситуации (одному из мужчин – более 60 лет), поездку отменили, – отметила Жамбалова.

Из Улан-Удэ в российскую столицу жители КНДР улетели только в середине июля.  

- В Москве их встречали представители организации, с которой мы сотрудничали, и после получения временного убежища корейцев направили для проживания в центр временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев МИД РФ, расположенный в Тамбовской области. И вот поздно вечером 29 марта 2021 года пришла информация, что граждане вылетели в Южную Корею, – рассказала уполномоченный. – Дело, которое находилось на контроле два года, разрешилось благополучно.

Свою проверку, к слову, проводило и СУ СКР по Бурятии. Там принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Очевидцы рассказали, что корейцы заплакали, узнав о смерти своего товарища. «Хочется надеяться, что в их жизни начинается новый этап», – заключила Юлия Жамбалова.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях