Проблемы нелегального туризма на горе Мамай активно стали обсуждаться в этом году после того, как там пострадали люди и сошли две лавины. Такое беспрепятственное вмешательство человека в экологию не могло ей не навредить.
О том, кто виноват в сложившейся ситуации, как ее решить и станет ли Мамай местом легального экотуризма, - в материале «Информ Полиса».
Почти 40 «нахаловок»
В феврале корреспонденты «Информ Полиса» побывали на горе Мамай в Кабанском районе, где обнаружили успешно развивающийся туристический бизнес. Однако там его, согласно закону, быть не должно.
Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура с участием корреспондента газеты «Информ Полис» провела выездную комиссионную проверку законности использования лесного фонда Бабушкинского лесничества. В ней приняли участие лесничий, специалисты Росприроднадзора и Роспотребнадзора.
Нам удалось подробнее осмотреть имеющиеся здесь объекты, которых оказалось в разы больше, чем мы увидели в первый раз. Чаще всего в домах устанавливают солнечные батареи, так как других источников электроснабжения попросту не может быть.
Хотя проверка выпала и на будний день, отдыхающих здесь было предостаточно. Все без исключения говорят, что приехали в гости к друзьям или сняли помещение на время, поэтому не знают, кто владельцы. Снегоходы, на которых людей забрасывают до домиков, практически все передвигаются без госномеров.
Удивительно, но во многих домах проведены трубы с родниковой водой, у всех есть один или два уличных туалета, хоть и не изолированные. Но то ли из-за лени, то ли из-за других причин многие люди просто не «добегали» до них, опорожняясь поближе к дому или выливая помои просто на землю.
Такая картина не могла не вызвать отвращения, учитывая чистоту снега и красоту природы. Однако отдыхающие, судя по постам в соцсетях, все равно не брезгуют купаться в реке Большой Мамай после баньки. Тем более бани эти возведены прямо на берегу реки Большой Мамай в водоохранной зоне. Мы же можем им только посочувствовать.
Преимущественно деревянные дома отапливаются с помощью печей. Кто-то использует топливные брикеты, а другие не отрицают, что топят дровами, собирая опавшие деревья или срубая сухие. Другой вопрос: можно ли это делать? Понятно, что Мамай посещают даже в пожароопасный период, когда это категорически запрещено.
О результатах проверки рассказывает Борис Марков, заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора:
- Выявлен хаотичный самовольный захват земель лесного фонда Бабушкинского лесничества для дикого горного туризма. Неустановленные лица возвели 37 строений (юрты, дома, бани, туалеты без выгребных ям и др.), установили кунг, вагончик и другие объекты. При размещении и эксплуатации указанных объектов сточные воды от них попадают прямо в почву и лесные ручьи, дикие туристы оставляют после себя твердые и жидкие бытовые отходы.
По его словам, в данном случае усматривается бездействие лесничих Бабушкинского лесничества, которые не должны были допустить самовольного захвата лесных участков. Кроме того, это свидетельствует о серьезных упущениях при осуществлении Республиканским агентством лесного хозяйства ведомственного контроля за деятельностью отдела Бабушкинского лесничества, ведь самовольная застройка, как установлено в ходе настоящей проверки, велась не один год. В рамках рассмотрения представления прокуратуры будет решен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, но, что более важно, и вопрос об освобождении лесных участков от незаконных построек.
Байкал является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Согласно федеральному закону «Об охране озера Байкал», гора Мамай входит в Байкальскую природную территорию, а именно в центральную экологическую зону — это Байкал с островами, прилегающие к нему водоохранные зоны водных объектов и особо охраняемые природные территории. Здесь запрещается или ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на уникальную экологическую систему Байкала. Согласно ч. 2 ст. 119 Лесного кодекса РФ, к особо защитным участкам лесов относятся также объекты природного наследия, которой признана центральная экологическая зона Байкала. Защитные леса можно осваивать для сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. Одновременно их можно использовать, если это совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Однако все, что мы увидели в ходе мероприятия, нарушает уникальную экологию озера Байкал, водоохранный режим реки Большой Мамай, а также интересы государства как собственника лесов.
- Самовольная застройка в лесном фонде Бабушкинского лесничества свидетельствует о бездействии органов лесного надзора по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению лесных правонарушений, связанных с захватом лесных земель, что не отвечает требованиям законодательства. Несвоевременность принятых мер способствовала дальнейшей незаконной застройке нетронутых природных территорий федеральных лесных земель - особо защитных водоохранных участков леса в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, - сказал прокурор.
Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Согласно пункту 16 этого перечня, в центральной экологической зоне запрещается размещение рекреационных объектов и стоянок транзитного транспорта за пределами:
- особо охраняемых природных территорий,
- туристско-рекреационных особых экономических зон вне специально выделенных для этого мест, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования и лесохозяйственными регламентами,
- на особо охраняемых природных территориях за пределами специально установленных зон и земельных участков,
- с нарушением допустимого воздействия при рекреационном использовании естественных экологических систем.
Подобные запреты в центральной экологической зоне действовали и ранее.
С учетом особо защитного статуса лесов на таких лесных участках, тем более расположенных вне особо охраняемых природных территорий, туристско-рекреационных особых экономических зон, размещение рекреационных объектов не предусмотрено в силу закона, - делится итогами Борис Марков.
Напомним, ранее в Республиканском агентстве лесного хозяйства (РАЛХ) сообщили, что в 2015 году отдали в аренду часть выдела № 16 в квартале № 60 Выдринского участкового лесничества иркутскому обществу «Много снега». Компания построила пять объектов для осуществления рекреационной деятельности, но и протянул трубу для воды от родника. Отдыхающие на объектах арендатора люди опорожняются в уличном туалете прямо в почву, так как отсутствует какая-либо изоляция дна.
В агентстве заверили, что «рекреационная деятельность как таковая не запрещена на территории ЦЭЗ». Однако в настоящее время РАЛХ судится с другими предпринимателями, отстаивая противоположную позицию: о недопустимости возведения рекреационных объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей уполномоченными сотрудниками РАЛХ, Бабушкинского лесничества в области федерального государственного лесного надзора. Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор внес руководителю РАЛХ представление об устранении нарушений. Виновные лица, допустившие загрязнение уникальной природной среды в районе горы Мамай, будут привлечены к административной ответственности Росприроднадзором по Иркутской области и Байкальской природной территории.
РАЛХ будет устанавливать собственников и принимать меры к организации демонтажа объектов, в том числе уличных туалетов, с возложением обязанности на данных собственников устранить за свой счет экологический вред от загрязнения лесов отходами.
Представление прокуратуры уже поступило в Республиканское агентство лесного хозяйства и будет рассмотрено в ближайшее время. В зависимости от результатов его рассмотрения будут приняты дальнейшие решения.
Идеальное место для туризма
Количество «нахаловок» показывает, что на Мамае и в находящемся рядом Выдрино сошлись все благоприятные условия для развития туризма.
Находясь на границе двух регионов, поселок доступен для туристов из Бурятии и Иркутской области. Привлекательно и создание здесь остановки для поездов, следующих по маршруту Москва - Владивосток. Через Выдрино проходит также федеральная трасса Р-258 «Байкал». Недалеко расположены поселок Танхой, Байкальский биосферный заповедник и эко-тропы.
Здешние горы подходят как для лыжников, фрирайдеров, так и для катания на снегоходах. Здесь привлекателен экологический туризм — можно создать пешую тропу до горного озера. На Мамае тепло даже зимой, чистый воздух, таежный лес и тишина.
Богата и история поселка Выдрино. Его основали в 50-х на Транссибирской магистрали после открытия Байкальской лесоперевалочной базы. Вскоре здесь появилась исправительная колония. Градообразующее предприятие закрылось в 90-х годах, а колония - в 2015-м. Бывшая колония могла бы стать отличным арт-объектом или вообще тематическим отелем. В 70-х здесь располагался асфальтобетонный завод Министерства обороны СССР. А в нулевых московские предприниматели построили в Выдрино завод по розливу байкальской воды, занявший часть населения. Вскоре завод был закрыт. Вместо туристического центра Выдрино превращается в очередную умирающую деревню.
Но все еще можно исправить, например, открыв на Мамае филиал особой экономической зоны (ОЭЗ) «Байкальская гавань». За комментарием мы обратились в дирекцию ОЭЗ. Она существует с 2007 года и имеет договоренности с рядом крупных инвесторов.
Что такое ОЭЗ?
Особая экономическая зона - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. В Прибайкальском районе Бурятии в 2007 году правительство РФ создало ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Она включает пять участков: «Пески», «Турка», «Горячинск», «Бухта Безымянная», «Гора Бычья». ОЭЗ в Бурятии специализируется на горнолыжном туризме, СПА, лечении методами восточной медицины, круизах по Байкалу, семейном отдыхе. Особый статус выражается в предоставлении инвестиционной площадки с инженерной инфраструктурой, налоговых льгот и госгарантий РБ, возможности выкупа земли собственниками объектов.
Директор «Байкальской гавани» Максим Шарипов рассказал, что нужно для того, чтобы гору Мамай и прилегающие территории сделать частью ОЭЗ.
- Сначала необходимо внести изменения в ст. 11 федерального закона 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», согласно которому в центральной экологической зоне Байкальской природной территории станет возможно переводить земли лесного фонда в земли других категорий. Далее идет утверждение новой редакции проекта постановления правительства РФ от 03.02.2005 № 68. Итогом становится включение дополнительным соглашением участка «Мамай» в границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», - объясняет он.
Включение в ОЭЗ позволит создать у подножия Мамая (от ЛЭП и выше) площадку для развития в 1000 га. Появится инженерная инфраструктура за счет инвесторов (объекты электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, улично-дорожная сеть).
- Предварительно предполагается строительство очистных сооружений. Возможно, ОЭЗ на Мамае подключат к очистным в Выдрино, которые вскоре будут модернизироваться. Варианты будут рассматриваться при разработке проекта планировки. У подножия Мамая, на равнине, планируется развитие горнолыжного, придорожно-логистического и спортивно-оздоровительного кластеров, - отмечает директор ОЭЗ.
Правительство Бурятии с 2015 года планирует создать на Мамае филиал особой экономической зоны «Байкальская гавань». Тогда начали поступать первые заявки от республики и Кабанского района в правительство РФ. В 2019 году заявка республики была официально оформлена.
- Инвесторы (резиденты или арендаторы) и их проекты будут отбираться на экспертном совете, который возглавляет глава Бурятии. Критерии общие для всех резидентов, все регламентировано в рамках № 116-ФЗ. Сейчас есть семь потенциальных инвесторов, с которыми заключено соглашение о намерении вложить 2,5 млрд рублей. Резидентов может быть гораздо больше, - говорит Максим Шарипов.
Проект круглогодичного курорта у подножия горы Мамай разработал один из инвесторов - иркутское ООО «Хрустальный», так же известное, как «Хрустальный Девелопмент». Компания занимается строительством, развитием существующих объектов и многим другим. Например, уже сейчас они устраивают вертолетные туры на Мамай. Основным учредителем является Олег Барышников, а также его брат Максим и дочка Кристина (ныне Яковенко). Она заменила отца на должности гендиректора. «Хрустальный» считается якорным инвестором в Кабанском районе, так как является самым крупным и был одним из первых резидентов. Шарипов отмечает, что аренда земли на Мамае для компании будет на общих началах.
Для строительства ОЭЗ деревья будут не рубить, а пересаживать. Отметим, существующие «нахаловки» по пути на Мамай не попадают под территорию, на которой планируется особая экономическая зона. То есть, скорее всего, стать резидентами у владельцев не получится. По словам Максима Шарипова, это будет прилегающая к ОЭЗ территория для фрирайда. Если планировка позволит, возможно обустройство общедоступных троп с беседками, кострищами. А пока остается ждать, когда правительство РФ одобрит изменения в законе № 94-ФЗ.
ОЭЗ - выход или препятствие?
Полярную точку зрения мы узнали у общественника Андрея Сукнева. Он уверен, что ОЭЗ на Мамае может отпугнуть туристов, которые привыкли приезжать сюда ради фрирайда (спуск на лыжах и сноуборде по дикому, неподготовленному склону).
- Нужно очень деликатно входить в это красивейшее место, смотреть лучший международный опыт. Видимо, ОЭЗ нужна для строительства гостиницы. Но где миллиардные инвестиции, там и коррупция... У нас же есть пример ОЭЗ «Байкальская гавань», - говорит он. - Климат на Мамае уникальный, там лучшие условия для горнолыжников, фрирайда. Это настоящая тайга. Люди должны знать, куда они едут, и не жаловаться на мышей, комаров, клещей, медведей. Это мы к ним в гости идём, а не они к нам. Если кто-то хочет комфорта, пусть едет в Горячинск, Култушную.
Сукнев считает, что в этой местности необходимо сохранить природу и максимально увеличить поток туристов. Это позволяют сделать хорошие общедоступные тропы.
- Сначала тропы тщательно проектируют, тогда они приносят удовольствие людям и сохраняют природу, не создают риски эрозии почв. Надо разделить категории туристов по тропам, тем более уже сейчас возникают конфликты между пешими пользователями и теми, кто движется на снегоходах, квадроциклах и мотоциклах Эндуро. Все виды троп нужно строить по соответствующим стандартам, чтобы они были устойчивые, не разрушались. Тропа для квадроциклов и мотоциклов позволит им не оставлять следы в природе. Если появится трасса для маунтинбайка, то, соответственно, эта категория туристов поедет сюда, - отмечает он.
Что говорят местные жители?
Село Выдрино располагается в 10 км от въезда на Мамай. Местные жители считают, что туризм на горе должен стать легальным. Это позволит селу зажить новой жизнью - появятся рабочие места и возможности для развития мелкого бизнеса. Ведь поселок раньше жил за счет колонии и сейчас работы для людей мало. Глава села Светлана Орлова отмечает, что сейчас неорганизованный поток туристов приносит только проблемы в части безопасности и мусора.
- Поток туристов есть, уже не только из близлежащих городов, но и из других регионов, иностранцы. Вот его нужно направить в нужное русло. Хотелось бы, чтобы проект горнолыжного курорта, который предлагался ООО «Хрустальный», был реализован. Это было бы хорошо для поселения: рабочие места в сфере услуг, поступления в бюджет поселения, НДФЛ, - говорит она.
По ее словам, после закрытия колонии в Выдрино остались только бюджетные учреждения. Здесь проживают 4 600 человек. Зарегистрированная безработица в местном филиале центра занятости в 2019 году составляла около 85 человек, в 2020-м резко возросла до 196. Сейчас Светлана Орлова работает над увеличением самозанятых граждан в селе.
Выходит, что бездействие РАЛХ и Бабушкинского лесничества привело к настоящей экологической катастрофе на Мамае. Неизвестно, к каким страшным последствиям могло привести дальнейшее многолетнее нанесение вреда. Благо природоохранная прокуратура оперативно и профессионально отреагировала и пресекла этот беспредел.
Но совсем ограничивать эту привлекательную и благоприятную для туристов местность невозможно. Остается только ждать и надеяться, что Мамай сохранит первозданную природу при ОЭЗ, экологический вред прекратится, а туризм станет по-настоящему безопасным и приятным.