Житель бурятской столицы Николай Николаев забил тревогу из-за так называемой «нефтяной линзы» в микрорайоне Стеклозавод. Он рассказал телекомпании «Тивиком», что, ещё будучи ребёнком и купаясь в Селенге, выходил из воды грязным от мазута. Мужчина уже несколько десятков лет наблюдает за локальной экологической катастрофой. Опасные отходы из главного притока Байкала попадают в священное озеро.
- В речку впадает большое количество отходов, так выразиться – нефть, сода. Очень обидно, что уже на протяжении многих лет эти все нечистоты идут в Байкал, – отмечает улан-удэнец. – Какая может быть рыба, когда всё гибнет? Люди болеют.
Ещё в 90-ые по недосмотру одной из нефтебаз, располагавшейся здесь ещё в советское время, произошла крупная утечка нефтепродуктов. Размеры так называемого «нефтяного озера» сейчас определить сложно. Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура добивается его ликвидации уже два года.
- Прокуратура в разных инстанциях продолжает доказывать законность своего иска. Окончательный судебный акт по делу, который бы реально разрешил ситуацию так и не принят, – пояснила старший помощник природоохранного прокурора по правовому обеспечению и взаимодействию со СМИ Наталья Рягузова. – Проблема с загрязнением стоит крайне остро. Специалисты неоднократно фиксировали превышение предельных концентраций по нефтепродуктам в почве и воде Селенги, что несёт огромную опасность для Байкала и для местного населения.
Минприроды Бурятии через суд обязали решить проблему. В ведомстве заверили: сегодня идёт работа по восстановлению дренажной траншеи. По факту же пока только ищут деньги.
- Естественно, попадание нефтепродуктов в почву или водоём – экологическая катастрофа и это отрицательно влияет на окружающую среду. Но всё-таки надо выяснить, откуда поступают нефтепродукты – либо это накопленный ущерб, либо свежее поступление – и соответственно, уже потом предпринимать действия.
В природоохранном ведомстве тем временем отмечают: очередной факт излития нефти на почву в посёлке связан с наличием подземной нефтяной линзы, образовавшейся по вине промышленного предприятия времён СССР.
- Чтобы ликвидировать её, необходимо начать с установления масштаба загрязнения, определить параметры подземного скопления нефтепродуктов и, исходя из результатов этих исследований, выбрать действенный способ очищения линзы. Это должен сделать ответственный за состояние экологии орган – министерство природных ресурсов. Однако на протяжении длительного времени, несмотря на выделение из бюджета значительных денежных средств на экологическое оздоровление загрязнённой территории – более 200 миллионов рублей – эффективных мер принято не было, – подчеркнули в прокуратуре.
Сейчас административное дело находится в стадии обжалования. Прокуратура намерена и дальше добиваться устранения угрозы и ликвидации объекта накопленного вреда. Ситуация находится на личном контроле руководителей ведомства.