Многие жители Бурятии ежегодно оставляют семьи и уезжают на заработки в другие страны. Вот и Аюна вместе с подругой не стали исключением. Девушкам удалось найти работу в Польше, но при попытках ее поменять они то и дело получали предложения стать секс-служанками.
Корреспондент «Информ Полиса» узнал, как происходили домогательства, кто их совершал и понес ли кто-то наказание.
Ввел в заблуждение
В начале года Аюна вместе с подругой решили уехать в Европу, чтобы попутешествовать и заработать денег. Первая оставила мужа с двумя детьми, а вторая - возлюбленного с сыном. В Улан-Удэ в миграционном бюро они сделали АТЭС-карты для деловых поездок и уехали в Польшу.
- Вакансий было несколько. Мы выбрали оптимальную по зарплате на заводе по производству закусок в городе Слупске. Но перед тем как туда приехать, нам пришлось остановиться на выходные в городе Гданьске. С автобуса нас встретил посредник Андрей. Это молдаванин лет 23 - 24, низкого роста, у него не хватает зубов после аварии. Мы, две бурятки, ему сразу понравились, он пытался произвести на нас впечатление. Помог добраться до хостела, приглашал к себе переночевать, говорил, что в хостеле кровати маленькие. Мы сказали: «Нет-нет-нет, мы люди приличные, можем заплатить за себя сами», - говорит Аюна.
По словам нашей собеседницы, наверное, это и был первый тревожный звоночек. Дело в том, что посредники должны делать только приглашение на работу, но не встречать и провожать до хостела, где у них бронь.
- В Слупске есть куратор, который несет за нас ответственность и помогает нам найти работу. Но Андрей взял на себя эту роль. Якобы он все решает, что все будет замечательно и не нужно звонить в бюро Улан-Удэ. Оказалось, что он вовсе не куратор и вводит нас в заблуждение. А мы в первый раз приехали, не знали, что к чему, - объясняет Аюна.
«Вы – экзотика»
Уже в Слупске подруги трудоустроились всего за пять дней вместо обычных двух недель. Хотя работа и несложная, но с продуктами питания приходилось работать в постоянном холоде.
- В первый день мы поняли, что холодно. Надели на себя все, что можно было, но все равно мерзли. Если ходишь, еще более-менее, но сидеть тяжело. Вечером подруга позвонила посреднику и очень рассердилась. Андрей сказал: «Ничего не сделаешь. Я вообще ни при делах. Сами виноваты». Такое легкое пренебрежение. Тогда он добавил: «У меня есть вакансия домработницы», и начал перечислять условия: «прибирается, делает массаж, греет постель и оказывает интим». Так как я замужем, а подруга нет, он говорит: «Ты будешь моей женой, а Аюна - любовницей. Вы будете вдвоем со мной спать и всячески меня ублажать». Мы думали, это шутка. Ладно, спустили на тормозах, - делится Аюна.
Девушки продолжили работать на холодном производстве закусок и успели подружиться с коллегами. Происхождение подруг вызвало у них бурный интерес. Они говорили: «Вы – экзотика».
- Через день подруга опять позвонила Андрею узнать про работу, а также как уволиться. Там же все официально. Он второй раз повторил свое предложение про домработниц. А так как сил и настроения не было, она сказала: «Не смешно! Найди, пожалуйста, другие вакансии». Он нам ничего не пообещал, сказав только: «Все сложно, работы сейчас нет. Локдаун же в Польше», - отмечает она. - Посредник звонил поздно вечером. Я отвечала, думала, что вакансии предложит. Но нет. Потом он стал чаще звонить, начал подругой интересоваться.
Но такие звонки всегда были не по работе. Однажды посредник предложил подругам познакомиться с молодым человеком из Бурятии, типа поболтать. Тогда они объяснили ему, что у них уже есть партнеры и они приехали в Польшу работать. Понятно, что своей навязчивостью Андрей уже начал вызывать у девушек раздражение.
- В третий раз я уже сама позвонила ему, чтобы узнать насчет вакансий. И он опять предложил стать его домработницей. Я сказала: «В функции домработницы интим-услуги не входят». Он ответил: «У меня входят. Девчонки, вам тут работу бесполезно искать. Соглашайтесь на то, что я предлагаю». Мне не понравилось, что нас ставят в безвыходное положение, - вспоминает Аюна. - Вскоре он позвонил, и я скинула, но, видимо, он услышал, как я послала его, мол, достал. Андрей давай мне писать: «Что матом разговариваешь? Я вам вообще ничего не должен. Буряты не хотят работать. Вы не цените мой труд». Весь такой положительный, а мы претензии предъявляем. Хотя мы всего лишь попросили поменять работу.
Замечен за сексуальными домогательствами
Девушки недоумевали. Сначала посредник брал ответственность и обещал решить все их проблемы, а теперь пишет, что у них есть куратор, который это и должен делать.
- Если бы он сразу сказал, что занимается только приглашениями на работу, а не переводил на себя стрелки, то претензий бы не было. Я попросила у него контакты куратора, но он не дал. Кое-как узнала в бюро Улан-Удэ. Написала куратору, объяснила ситуацию с работой и Андреем. Оказалось, что поменять работу можно вообще без проблем и штрафа. Также скинула ему скриншоты переписки с посредником и объяснила, что он без конца нам названивает. Куратор назвал такое поведение непрофессиональным. Видимо, передал выше руководству, и Андрея уволили с работы, оштрафовали на пять тысяч злотых и сделали пометку, что он был замечен за сексуальными домогательствами. Кроме того, сделали выговор. Тут все серьезно, - подчеркивает Аюна.
На следующий день после увольнения Андрей звонил подругам. Они не брали трубку, чтобы не слушать ругань и не портить себе настроение.
- Тогда он позвонил в миграционное бюро в Улан-Удэ, жаловался, какой он бедный-несчастный, что его хотят наказать. А причину наказания не говорил. Потом он опять туда позвонил и потребовал, чтобы ему дали денег за то, что они подсунули ему проблемных девчонок. Провернуть это ему не удалось. Наш куратор позвонил ему и предупредил насчет таких звонков. Не знаю, мог ли Андрей обрабатывать других девушек, может быть, молодых. Если бы такое случилось со мной лет 10 назад, я бы просто плакала, не знала, что делать, переживала бы неимоверно. А сейчас терпеть такое отношение к себе не намерена, - добавляет Аюна.
Сейчас девушки уже нашли другую работу благодаря куратору. Аюна жалеет сотрудников миграционного бюро, которые, несмотря на хорошую службу, вынуждены решать оставшиеся рабочие вопросы с уже бывшим посредником. По ее словам, именно Андрей воспользовался своим служебным положением, так как о подобных случаях она больше не слышала.