Пока в самом разгаре строительство третьего моста через Уду, люди не устают говорить о необходимости появления второго моста через Селенгу. И неудивительно. Нагрузка на улицу Иволгинскую составляет более 30 тысяч машин в сутки, при средних по городу двух тысячах. Это ежедневно создает многокилометровые пробки.
Власти только начали рассматривать варианты расположения переправы, и неизвестно, каким она все-таки будет. О том, какой мост необходим Улан-Удэ, сколько он будет стоить и как его появление может сказаться на цене недвижимости левобережной части столицы, - в материале «Информ Полиса».
Три варианта расположения
Минтранс Бурятии рассматривает три варианта начала и три варианта окончания трассы планируемого моста через Селенгу.
- Предварительно начало может быть от транспортной развязки федеральной дороги «Байкал», ведущей в аэропорт, либо от транспортной развязки федеральной дороги, ведущей на Иркутск, либо от транспортной развязки «Бегущая лань», - говорит Юрий Воробьев, замруководителя по производственным работам ГКУ «Бурятрегионавтодор». - Конец трассы: транспортная развязка моста через Уду, транспортная развязка Терешковой - Трубачеева и перекрёсток Бабушкина - Терешковой.
Сейчас формируются техническое задание на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и расчет стоимости ТЭО. При разработке ТЭО будет определена стоимость объекта, а после проведения инженерно-гидрометеорологических изысканий станет известна протяженность искусственных сооружений.
Какой мост нужен Улан-Удэ?
Пока доподлинно неизвестно, что будет представлять из себя мост, поэтому мы решили выяснить, какая переправа нужна нашему городу на самом деле. Для этого мы обратились к экспертам компаний LLC AMGG и ООО «Антарктида», которые уверены, что этот объект необходим для Улан-Удэ.
- Реализация этого проекта в целом окажет большое и положительное влияние на развитие города. В первую очередь на транспортную инфраструктуру - мост позволит разделить потоки движения автомобилей, увеличит пропускную способность дорог, даст возможность развитию общественного транспорта, например запуска электробусов, по выделенным полосам, а также нагрузка на существующий мост достигнет проектных характеристик. Во вторую очередь объект даст экономический толчок к развитию левобережной части столицы. В третью очередь даст предпосылки к развитию застроенных территорий, а это повлияет на развитие экологических проектов Улан-Удэ (строительство централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения), - говорят они.
Специалисты проанализировали загрузку, среднюю скорость, состояние потока движения транспорта по улицам Иволгинская, Борсоева, Бабушкина, Терешковой, Трубачеева с учетом строительства третьего моста через реку Уду. Результатом стала транспортная схема, которая учитывает охранные зоны городского водозабора.
- Схема предполагает строительство самого моста через Селенгу, новой сети автодорог в Истоке, Солдатском и Поселье. Также предусмотрено возведение двух новых развязок: одной - на пересечении улиц Бабушкина и Терешковой, второй - для съезда на Богородский остров. Согласно схеме, потребуется небольшая реконструкция двух существующих развязок (отворот на аэропорт Байкал, пересечение федеральной дороги и дороги по улице Дорожной) со строительством на этом участке двух дублеров, - объясняют они.
Характеристики моста через Селенгу, предложенного экспертами компаний LLC AMGG и ООО «Антарктида»:
Суточная интенсивность движения |
12 400 авт./сут. |
Уровень обслуживания движения |
B |
Коэффициент загрузки |
0,32 |
Коэффициент скорости движения |
0,72 |
Коэффициент насыщения движением |
0,25 |
Характеристика потока автомобилей |
Автомобили движутся группами, совершается много обгонов |
Состояние потока |
Движение автомобилей малыми группами (2 - 5 шт.). Обгоны возможны |
Эмоциональная загрузка водителя |
Нормальная |
Удобство работы водителя |
Малоудобно |
Экономическая эффективность работы дороги |
Малоэффективная |
Количество полос в одну сторону |
Три |
Предполагаемая стоимость строительства |
34 - 38 миллиардов рублей |
Согласно расчетам экспертов, по мосту будут ездить более 12 тысяч автомобилей в сутки. Для такого количества понадобится по две полосы в одну сторону, шириной не менее трех метров каждая.
- Рекомендуем учесть динамику развития города и ввести третью полосу для выделенного движения общественного транспорта. Загрузка дорог при этом составит 32 %, а автомобили будут двигаться малыми группами по 2 - 5 машин с возможностью совершения простых обгонов. Скорость движения машин должна соответствовать динамике жизни в городе. Поэтому при новом проектировании чаще всего закладывают расчетную скорость движения от 80 до 100 км/час, - делятся они. - Важной характеристикой моста является эмоциональная загрузка водителей. Этот показатель влияет на ошибки, которые могут привести к замедлению или остановке транспортного потока, аварийности и возникновению опасных ситуаций для жизни и здоровья людей. Показатель также отражается на стоимости сооружения и экономической эффективности работы моста. Мы считаем: эмоциональная загрузка водителей должна быть нормальной, что соответствует уровню обслуживания движения дороги класса В.
С учетом предложенной схемы, расчетных характеристик, реализации аналогичных проектов по стране наши эксперты оценивают предполагаемую стоимость строительства нового моста в 34 - 38 миллиардов рублей. Они добавляют, что для успешного решения такой задачи необходим комплексный подход, который учтет все аспекты реализации проекта.
- Необходимо учесть демографию миграции населения на 25 - 30 лет вперед, развитие генерального плана Улан-Удэ, возможности реновации микрорайонов, существующую транспортную инфраструктуру. Немаловажно провести достоверные социологические исследования по эмоциональному состоянию, миграционным предпосылкам населения, реакции на изъятия земельных участков для строительства инфраструктурного объекта, удовлетворительности компенсацией или готовности к переезду, вопросам социальной и экономической напряженности, уровню доходов. Когда схема строительства будет выбрана, нужно определить, учтен ли он в генплане города, связать ее с планами развития соседних муниципальных образований, - резюмируют специалисты LLC AMGG и ООО «Антарктида».
«Цена может и вырасти, и упасть»
Нетрудно предположить, что новый мост через Селенгу сделает левобережную часть Улан-Удэ более доступной, сократится время пути до центра города, соответственно, привлекательной для жизни и ведения бизнеса. Увеличится ли тогда стоимость жилой и коммерческой недвижимости, мы узнали у одного из риелторов известного в столице агентства недвижимости.
- При каких-то условиях цена может вырасти, а при других - вообще упасть. Все будет зависеть от того, что будет происходить со вторым мостом через Селенгу. Если его будут строить, то, возможно, поднимется стоимость земельных участков и жилья в частном секторе. Просто транспортная доступность увеличится, Поселье будет в шаге от ул. Бабушкина. Трафик, как правило, приводит к повышению цен и на коммерческие площади. Стоимость такой недвижимости будет зависеть от расположения. И необходима хорошая парковка, а это как минимум 30 соток. Таких участков в Поселье практически нет. Поэтому мост через Селенгу может стать проходной трассой, если не будет съездов, площадок под строительство объектов. А это уже проект моста нужно смотреть, - говорит он.
По словам риелтора, наверняка у моста потребуются заправка, магазины, супермаркеты, которые также станут местом притяжения для других предпринимателей. Поэтому здесь могут появиться разные интересные объекты.
- Мост через Селенгу функциональный, это целая инфраструктура, как и третья переправа через Уду. Тут уже проект есть, видно, что работы ведутся, поэтому ко мне уже обращались коммерсанты с планами приобретения земельных участков. Цены поднялись на землю, но ценообразование некоммерческое, сам генподрядчик оценивает стоимость. Неплохая наценка у жилых и промышленных объектов, мешающих строительству. То, что в Бурятии в целом подорожало жилье, никакого отношения к этому не имеет, - объясняет он.
Наш собеседник подчеркивает, что Поселье - это зона затопления, степь, где нельзя построить многоквартирные дома. Поэтому жить здесь не очень комфортно, хотя многие переоборудовали дачи в дома из-за нехватки жилья, но это неправильно.
- Там элементарно улицы между домами дачные, узкие, две машины не разъедутся. Неизвестно, как будет пожарная машина ехать. А дома точно никуда не уберешь. Возможно, там будет создано новое ДНТ с правильной планировкой: улицы пошире, участки под постройку соцобъектов. Предполагаю, что там в связи со строительством моста могут появиться сады, школы и автоматически земли рядом будут переводиться в ИЖС. А земель там много в принципе. Наличие таких объектов, магазинов, общественного транспорта влияет на ценообразование, - отмечает эксперт.
Риелтор считает, что если власти взялись за разработку ТЭО строительства моста через Селенгу, то шансы на появление моста есть, иначе бы вообще не стали ничего делать. А более серьезные шаги могут заставить коммерсантов и других заинтересованных людей покупать участки и объекты на перспективу. Тем более сейчас подешевела коммерческая и промышленная недвижимость, так как в них нет интереса из-за слабого развития.
Однако тут много нюансов. Например, если мост будет проходить не на месте купленного участка, тогда не получится получить от него максимальную выгоду. Или генподрядчик будет экономить и покупать только то, что нужно под строительство - половину участка, половину дома.
Остается ждать и надеяться, что власти республики найдут возможности и средства для строительства второго моста через Селенгу. А также подойдут к этому вопросу со всей дальновидностью и умом, чтобы такой важный для населения объект выполнял свою главную функцию - улучшал жизнь.