ПАО «ТГК-14» ещё с 2019 года настаивает на переходе Улан-Удэ в ценовую зону теплоснабжения и на расчёте тарифов по методу альтернативной котельной. Последний определяется федеральным законодательством и отступление от него запрещено. Однако это неизбежно приведёт к росту цен на тепло. С января 2022 года – на 5,6%, а с июля – ещё 11%, что значительно выше параметров, определённых правительством России, предупредили ранее в республиканской службе по тарифам (РСТ).
Там отметили: в долгосрочном периоде тарифы по методу арткотельной должны устанавливаться на уровне, в два раза превышающем инфляцию. После входа в ценовую зону у ТГК-14 появится возможность использовать средства, полученные от потребителей, по своему усмотрению, что приведёт к их бесконтрольному использованию. А ещё компания самостоятельно будет применять плату за технологическое присоединение без государственного регулирования.
В РСТ выступили против этой идеи. И предложили назначить флагманом в развитии системы теплоснабжения с применением метода альтернативной котельной соседний Забайкальский край. Там тоже работает ТГК-14, и коммунальная инфраструктура ежегодно получает значительные убытки. Однако, согласно закону, решение о переходе в ценовую зону принимает не РСТ, а власти Улан-Удэ и сама энергокомпания. Кстати, представители службы не присутствовали на совещании в Минстрое России, на котором ТГК-14 порекомендовали включить в ценовую зону теплоснабжения.
Теперь в РСТ и вовсе заявляют о попытках дискредитировать власти.
- В последнее время активизировались структуры по продвижению регулирования тарифов по методу «альтернативной котельной, близкие к «ТГК-14». Ради дополнительного роста тарифов на тепло как для населения, так и для бизнеса они готовы дискредитировать все органы государственной власти в республике. Хотя очевидно, что если бы этот метод не давал бы значительный рост тарифов, ТГК-14 так яростно и фанатично за него не билась бы, – констатировали в службе по тарифам.
Альткотельная – неофициальное название нового метода расчёта тарифов на тепло, который предлагается использовать в российских городах, рассказали ИРА «Восток-Телеинформ» в ТГК-14. В первую очередь это способ определения величины тарифа и модель отношений между участниками рынка. Универсальный расчёт цены на теплоэнергию исходит из следующего подхода: что дешевле – построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему. Речи о строительстве реальной котельной не идёт.
При таком подходе цена на тепло рассчитывается так. За основу берётся стоимость строительства нового источника тепла (той самой «альтернативной котельной»), подключения к нему потребителей и дальнейшего обслуживания (строить при этом ничего не нужно). На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя. То есть это порог, планка цены. Итоговая цена на тепло определяется по соглашению сторон и не может быть выше определённой планки.
В РСТ подчеркнули, что в последние пять лет тарифы Бурятии – в отличие от других регионов – остаются низкими. Их рост не превышает 4% в год. В 2019 году резко подорожали только вывоз и захоронение мусора на полигоне – и то из-за включения в услугу платы за негативное воздействие на окружающую среду. Впоследствии цену снизили.
- Благодаря работе главы республики Алексея Цыденова и руководства РСТ значительно снизилась стоимость электрической энергии как для населения, так и для бизнеса республики. Экономический эффект от снижения тарифов в Бурятии составляет более трёх миллиардов рублей в год. Сейчас цена на электроэнергию в регионе ниже, чем в 2015 году – то есть в целом она не росла, а снижалась. В «нулевые» тарифы на электроэнергию и тепло в Бурятии устанавливались с ростом до 15% ежегодно, а иногда – и до 25%, – заявили в ведомстве.
В Бурятии не стали вводить и социальную норму электропотребления. Это значительно снизило тарифную нагрузку на население, хотя в соседнем Забкрае такая норма есть, и там за её превышение платят более 4 рублей за кВтч.