Во вторник, 27 апреля, в России отметили один из самых молодых современных праздников. Он приурочен к началу работы в 1906 году первой Госдумы Российской империи. Но первый бурятский парламентарий появился только во второй Госдуме. Им стал уроженец забайкальских степей Бато-Далай Очиров.
Вспоминая его историю, невольно проводишь аналогии. Не только потому, что сейчас идет подготовка к очередным выборам в Госдуму. Но и потому что в предстоящей избирательной кампании как никогда много активных уроженцев Забайкалья. Это обязанный возглавить партсписок «Единой России» глава Бурятии и лидер местных «единороссов» Алексей Цыденов с агинскими корнями. И первым заявивший о борьбе одномандатником министр спорта республики Вячеслав Дамдинцурунов. Он родился и вырос на Хилке в Забайкальском крае. Вызов на одномандатный округ партии власти бросил от КПРФ Баир Цыренов, тоже с агинскими корнями. Его агинский земляк Бато Багдаев пойдет на выборы как по списку своей партии КПСС, так и одномандатником. Нельзя не заметить, что все четыре участника выборов – метисы. И как все дети двух народов, они обладают особой энергией. А история их бурятских предков помогает понять, почему именно забайкальцы выдвинули из своих рядов первого бурята-депутата Госдумы.
Родовое управление у бурят
В царской России национальные окраины управлялись по «Уставу об управлении инородцев». По нему коренные народы Сибири поделили на три категории: кочевые, оседлые и бродячие. Каждая категория имела свои органы управления согласно традициям. Буряты и с присоединением к России сохраняли свой родовой принцип самоуправления.
- Низшей родовой единицей является хотон (3 – 4 юрты) – маленькая семейная община. Несколько хотонов образуют аймак, род в тесном смысле (несколько семейств, связанных общим происхождением от одного предка по мужской линии, признающих авторитет старейшего в аймаке лица) или булук, если хотоны разнородны и связаны между собой территориальным сожительством. Аймак и составляет низшую административную единицу – улус, имеющую свое родовое правление. Несколько аймаков (родовых правлений) образуют оток (род в обширном смысле, разросшийся аймак), административно-инородную управу. А несколько управ – ведомство или Степную думу. Каждая из этих групп имеет свои сходы, сугланы, на которых обсуждаются и решаются общественные дела – описал бурятскую систему самоуправления в конце 19-го века Л. Штернберг.
Степные думы возглавляли главные родоначальники – тайши. Их утверждал генерал-губернатор. Степные думы обязывали распространять земледелие, собирать налоги и подати, отчитываться о количестве земли, скота, посевов, сена, урожае хлебов и трав, о численности населения, приходе и расходе общественных средств. Интересно, что степные думы выполняли и роль суда, но в «малых делах». Это вопросы калыма, имущества, скота, денег, о потравах посевов, покосов, о кражах и драках. Большие криминальные дела из ведения бурятских родовых властей изъяли еще после установления границы с маньчжурским Китаем.
По реформе Сперанского
По реформе Сперанского для предбайкальских бурят создали семь Степных дум. Это Аларская, Балаганская, Верхоленская, Идинская, Кудинская, Ольхонская и Тункинская думы. Для забайкальских бурят образовали Хоринскую, Кударинскую, Баргузинскую и Селенгинскую степные думы. Позже всех в 1839 году образовалась Агинская Cтепная дума, отделившись от Хоринской степной думы.
Именно в Агинском ведомстве Забайкальской области в местности Харганаша в 1875 году родился будущий первый бурят-депутат Госдумы. После ранней смерти мамы, Бато-Далая забрал к себе дядя. Он научил мальчика русской и монгольской грамоте, отдал его в Агинское одноклассное приходское училище. Затем по постановлению родовых старейшин способный мальчик поступил в Читинское 3-классное городское училище. По окончании работал учителем в Агинской инородческой школе. Молодого энергичного учителя, владеющего русским языком, степное начальство перевело на работу в канцелярию Агинской степной думы. В ней Бато-Далай Очиров проработал почти три года. На его глазах проходила волостная реформа.
Массовое недовольство
По ней в 1888 - 1890 годах упразднили Степные думы бурят в Иркутской губернии. В 1901 - 1904 годах взялись за Степные думы в Забайкальской области. Такая реформа не только уничтожала родовое самоуправление, но и предусматривала урезание бурятских земель. Неудивительно, что против такой реформы резко выступали не только простые люди, но и знаменитый ученый Гомбожаб Цыбиков. Тогда он работал над отчетом о своей командировке от Императорского Русского Географического общества в Тибет.
В Иркутской губернии изъять землю у бурят в колонизационный фонд было проще, поскольку там земельные наделы считались собственностью государства и давались бурятам в пользование. Начавшиеся работы по подготовке переселенческих участков в 1896-1898 годах вызвали массовые протесты бурятских ведомств. Сначала они писали жалобы Иркутскому генерал-губернатору. Когда их оставили без внимания, представители 16 бурятских ведомств начали ходатайствовать о приостановке реформы в Министерство земледелия и МВД. После этого в 1900 году поземельное устройство бурят Иркутской губернии приостановили «до собрания ... подробных данных об условиях их веского быта». Гораздо сложнее было с землей за Байкалом.
Запутанные земельные отношения
В Забайкальской области земли мало того что заселились чересполосицей, так еще имели много разных собственников. Одни казенные, другие царской семьи, третьи Забайкальского казачьего войска. Хори-буряты, населявшие большую часть Забайкалья, напоминали об указе Петра Первого, давшего им породные земли в вечную собственность. Чтобы изъять здесь земли в колонизационный фонд, власти решили уравнять нормы земельного надела для оседлых крестьян и кочевых животноводов. 5 июня 1900 года вышел закон «Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев Забайкальской области». По этому закону единая норма земельного надела составила 15 десятин на душу мужского пола. Это было немыслимо для народа, живущего кочевым животноводством. Ведь для него требуются обширные пастбища с постоянными перекочевками. А тут в колонизационный фонд из 6,78 млн. десятин земли изымали 5 млн. Чтобы уменьшить сопротивление земельной реформе, царское правительство решило провести и административную, ликвидировав бурятское самоуправление.
23 апреля 1901 года выходит закон «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области». По этому закону бурятские Степные думы упразднили и вместо них ввели волости во главе с крестьянскими начальниками и судами. Начались открытые стихийные выступления бурят, особенно активно Закаменской и эвенков Армакской «инородных управ». Там введение нового административно-судебного устройства в них было отсрочено. Кочевья же Хоринской, Селенгинской, Агинской и Баргузинской Степных дум, Онгоцаганской, Куржетаевской и Цонгольской «инородческих управ» объявлялась на положении усиленной охраны. Впервые за два века в составе Российской империи буряты открыто выступили против реформ государства.
Царь отказал
Надо отметить, что возмущаясь, люди требовали не только возвращения земель и своего самоуправления, но и всеобщего обязательного обучения и преподавания на родном языке. Кроме открытия новых школ и училищ, буряты требовали снять для них ограничения приёма в гимназии и вузы.
Наиболее активно защищали свой народ руководители Хоринского и Агинского ведомств при поддержке буддийского духовенства. При этом они испробовали все легальные методы. Но не помогли ни прошения, ни визиты ни к губернатору области, ни к Приамурскому генерал-губернатору, ни делегация в Петербург от имени почти всех забайкальских бурят.
- Скотоводство, составлявшее единственное богатство бурят, с ограничением земельного надела, безусловно, уничтожится – писалось в прошениях.
Чтобы добиться встречи с царем, одна делегация даже выехала в июне 1902 года в Ливадию, где отдыхал Николай II. Он отказался принять подданных, приехавших за несколько тысяч километров. Пришлось оставить прошение дворцовому коменданту. Только в ноябре царь ответил отказом на ходатайство об отмене закона о поземельном устройстве и волостной реформы.
В 1903 году упразднив Агинскую Степную думу, царские власти образовали Агинскую и Цугольскую инородческие волости. Бато-Далай Очирова избрали старшиной Агинской волости. Работая в этой должности больше года, он сотрудничал с русско-бурятской газетой «Жизнь на Восточной окраине», выходившей в Чите. Затем начал сотрудничать с томской газетой «Сибирская жизнь» и иркутским изданием «Сибирь».
Ходоки у царя
Вскоре грянули революционные события 1904-1905 годов. В конце 1905 года Очиров в составе бурятской делегации выехал в Петербург. Ходоки от бурятского народа снова подали царю прошение не только о восстановлении Степных дум. Делегация добивалась от царя права избрать в только что утверждённую им Госдуму представителя забайкальских бурят и эвенков.
Николай II отклонил без рассмотрения вопрос о восстановлении бурятского самоуправления, то есть Степных дум и родовых управлений. Последний российский император отметил, что реформа закрепляет оседлый строй жизни бурят взамен кочевого, ставшего несовместимым с экономическими интересами прочего населения Сибири. Но первая русская революция заставила царя подписать специальный закон, установивший представительство от бурят в Госдуме. Перед выборами в нее Очиров посещал множество собраний разных партий, групп и обществ. А когда вернулся домой, сам активно ездил по всему Забайкалью.
Выборы на берегу реки
Первые выборы депутата Госдумы от бурят проходили в Хоринском аймаке на берегу реки Худан. Победили сторонники Очирова и он в марте 1907 года едет в Петербург уже в качестве первого бурята-парламентария во второй Госдуме. В ней депутаты делились на православных и национальных. Православные в свою очередь делились на четыре группы. Первая – монархисты, вторая – октябристы – сторонники конституционной монархии. Центристов называли кадетами. В четвертом левом блоке было 65 социал-демократов, 16 народных социалистов и 37 эсеров.
Неправославным или как их называли, национальным депутатам выделили 76 мест. Из них 46 полякам, 30 фракции мусульман России. Казаки избрали своих 17 депутатов. И от инородческого населения Забайкальской области был один Бато-Далай Очиров. Вторая Госдума проработала всего 102 дня, провела одно общее заседание. И в начале лета 1907 года как и первая Госдума распущена царём. Очиров вернулся домой и начал свои реформы.
Реформы Очирова
В 1908 году Очиров основал в Агинске первое в Забайкалье кредитное товарищество. Оно занималось покупкой и продажей чая, хлеба и сельхозорудий. Уже через год оборотный капитал кредитного товарищества составил 100 тысяч рублей. Это позволило давать населению денежные ссуды под 4-5 процентов годовых вместо грабительских 30-40 процентов у ростовщиков. Впоследствии товарищество было преобразовано в потребительский кооператив.
Кооперативы содержали основанное Очировым в Агинске «Общество просвещения бурят». За счет кооперативов оказывалась помощь училищам, выписывали прессу. Оставшись волостным старшиной, Очиров добился открытия нескольких начальных общеобразовательных школ с факультативным преподаванием монгольского языка. При школах построили общежития. Средства на содержание этих школ включили в бюджеты Агинской и Цугольской волостей.
Более того, как член Русского Географического общества, общества изучения Сибири и Сельскохозяйственного общества России, Очиров в 1908 году организовал экспедицию по исследованию флоры, фауны, рельефа и населения Агинской степи. Деньги на экспедицию пожертвовали агинцы. В 1909 году Бато-Далай Очиров дал 2000 рублей на издание результатов Агинской экспедиции.
Фермы как в центральной России
Первый депутат Госдумы инициировал посев трав и открытие животноводческих ферм как в центральной России. В Хойто Аге Очиров разводил коров холмогорской и костромской породы, белых английских свиней. В 1910 году он с единомышленником открыл Агинское потребительское общество. Это помогло расширить ассортимент товаров и снизить их стоимость. В 1911 году начались занятия в Агинском приходском четырёхклассном училище. Для способных бурятских детей Очиров организовывал стипендии для обучения в вузах.
Остается удивляться, как он находил время для публицистики в газетах и переводов. На монгольскую письменность Очиров перевел более 100 басен Крылова, рассказы Толстого, книги по кооперации, законы. Как бывший учитель написал учебники географии и истории. Настоящий сподвижник, Очиров находил таких же патриотов, которые оплачивали массовые прививки, открыли первую больницу с двумя фельдшерами.
- Очиров активно выступал за широкое развитие культуры и просвещения среди бурят, за сохранение и приумножение традиционных обычаев и обрядов, в защиту своего народа от всяких притеснений со стороны ретивых царских администраторов, за мирные взаимоотношения бурят и русских. Авторитет его был высок не только у бурят, но и русского населения. Примером может послужить избрание Очирова председателем съезда русских крестьян и бурят в Чите в 1911 году, на котором обсуждался вопрос о земских податях и повинностях, притом он был избран голосами русских крестьян – писал о нем историк Ширап Чимитдоржиев.
Бато-Далай Очиров ушел из жизни в 39 лет. Сейчас можно только сожалеть, как много еще бы он мог сделать для своего народа и родины. Его имя присвоено музею в селе Цокто-Хангил Агинского района.