дороги
13883

«СКМ Строй»: опасные связи и неожиданные скандалы

«Информ Полис» продолжает серию публикаций о подрядчиках, которые выигрывают аукционы по ремонту дорог в Улан-Удэ

Фото: Евгений Коноплёв, Евгений Старковский, Н. Соктуева

В Улан-Удэ весной традиционно стартовал капитальный ремонт дорог, а также началась проверка на наличие недостатков на участках, обновленных годом ранее. Ведь от качества дорожного полотна зависит безопасность автомобилистов и пешеходов. 

В связи с этим «Информ Полис» продолжает цикл материалов обо всех подрядчиках, которые выиграли аукционы на ремонт дорог в бурятской столице в 2021 году. Рассмотрим недавно прогремевший в новостях «СКМ Строй». Компании достался один крупный контракт. 

Ремонт в 2021 году

В начале текущего года ООО «СКМ Строй» выиграло один контракт по ремонту двух участков дорог: ул. Н. Петрова и ул. Комсомольская (от ул. Н. Петрова до площади Славы). Подрядчик снизил стартовую цену контрактов аж с 38 до 31,2 млн рублей. Завершить ремонт дорог протяженностью более двух километров подрядчик должен до 1 сентября. Учредитель «СКМ Строй» Александр Нурбекян от интервью отказался из-за сильной занятости на текущих объектах. Поэтому мы самостоятельно осмотрели дороги, подлежащие ремонту. 

Оживленные дороги на ул. Комсомольская и Н. Петрова давно нуждаются в обновлении. Старые заплатки не скрывают широкие трещины и глубокие ямы, которые портят автомобили и замедляют интенсивность движения. На ул. Комсомольской медленнее тают снег и лед из-за теней от домов и деревьев. Понятно, что воздействие влаги негативно сказывается на асфальтобетонном покрытии. 

Работы на ул. Комсомольской начались в апреле. Пока подрядчик на месяц перекрыл дорогу от ул. Комсомольской, 40, до ул. Н. Петрова, чтобы оставить объезд на ул. Октябрьской. Дорожники уже сняли старый асфальт, убрали бордюры и установили новые. Судя по всему, работы здесь были приостановлены с 1 по 10 мая, так как эти дни президент России Владимир Путин объявил нерабочими. 

Новые фирмы и интересные связи

ООО «СКМ Строй» зарегистрировано в 2013 году, занимается строительством жилых и нежилых зданий, дорог, строительно-монтажными и отделочными работами, оптовой торговлей лесоматериалами, стройматериалами и санитарно-техническим оборудованием, проектированием и т. д. В РНП (реестр недобросовестных поставщиков) не числится. 

В 2016 году новым учредителем «СКМ Строй» стал Александр Максимович Нурбекян вместо Оганеса Максимовича Нурбекяна. Уставный капитал – 10 тысяч рублей. Последний с 2019 года занимается розничной торговлей продуктами питания. Директор общества – Мария Викторовна Павлова. 

В 2020 году доход компании составил 153,5 млн рублей, а чистая прибыль – 1,5 млн. В 2019 году доходы «СКМ Строй» впервые превысили 50 млн рублей. При этом чистая прибыль остается стабильной. 

Александр Нурбекян является учредителем еще трех компаний. В 2008 году он открыл строительную компанию «В.А.С.О.». Доходы компании в 2020 году составили 16,6 млн рублей, а чистая прибыль – 13,4 млн. Ранее чистая прибыль «В.А.С.О.» не превышала 5 млн рублей. 

В 2020 году Александр Нурбекян стал учредителем и гендиректором основанной в 2012 году строительной компании «Аэро-Строй» и заменил Рината Заитова. Доход фирмы в 2020 году составил 28,7 млн рублей, а чистая прибыль – 1,6 млн рублей. Доход компании начал расти в 2019 году (почти 10 млн рублей), а до этого держался на крайне низком уровне. 

Нурбекян также участвует в общественной деятельности. В 2010 году он и еще 15 человек учредили «Союз армян России в Бурятии». Кроме Александра учредителями общественной организации являются небезызвестный бизнесмен Галуст Пилосян (признался, что насмерть сбил Галю Бурчевскую) и Роман Элоян, который сменил Пилосяна на посту гендиректора «Байкалснабстрой». 

ООО «СКМ Строй» в 2014 году заключило пять контрактов на сумму более 7,5 млн рублей по обустройству тротуаров, ограждений, остановок и пандусов. В 2015-м – четыре контракта на 25 млн рублей. Самый дорогой из них - по строительству досугово-образовательного центра в Турке за 19,6 млн рублей. В 2016-м – два контракта на 15 млн рублей по строительству дорог в Улан-Удэ и районах Бурятии. В 2017-м – три контракта на 10 млн рублей по ремонту дорог и установке пандусов. В 2018-м «СКМ Строй» получил пять контрактов на 1,7 млн рублей по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству территории здания Пенсионного фонда в Улан-Удэ. В 2019-м – три контракта на 50 млн рублей по ремонту развязки на ул. Борсоева, установке и содержанию «лежачих полицейских» и благоустройству сквера в микрорайоне Стеклозавод. В 2020-м – два контракта на 61 млн рублей по ремонту дорог на ул. Трубачеева и Воронежская. Кроме ремонта дорог, в 2021 году подрядчик получил контракт по благоустройству дворовых территорий на 7,8 млн рублей. 

В результате в 2020 году три компании Александра Нурбекяна заработали 16,5 млн рублей. 

Тишина перед большим скандалом

О «СКМ Строй» до 2021 года писали крайне мало и в основном в форме отчетов о проделанной работе. В 2017 году компания заменила ООО «Гранит» на ямочном ремонте в Улан-Удэ, так как подрядчик не справился. После ремонта на ул. Воронежская и Трубачеева в 2020 году там произошло несколько мелких ДТП по вине водителей. 

Однако на ул. Трубачеева были и крупные аварии, где пострадали люди. Так, в ночь с 14 на 15 ноября там столкнулись движущиеся навстречу друг другу Toyota Land Cruiser и Toyota Avensis. В первом автомобиле пострадал пассажир, во втором – водитель. А 26 декабря здесь также лоб в лоб столкнулись Renault Logan и Toyota Allion. Водитель первого автомобиля серьезно пострадал. От более тяжелых травм автолюбителей спасли подушки безопасности. 

В 2021 году о «СКМ Строй» стали активнее говорить в СМИ и в социальных сетях, но далеко не в положительном ключе. В начале апреля прошли обыски в офисах ООО «СКМ Строй» и ООО «Фортуна» и по месту жительства их руководства. Более того, руководителей компаний «СК Алмаз» и «Промград» подозревают в незаконной предпринимательской деятельности по добыче песчано-гравийной смеси. Возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 2 ст. 171 УК (незаконное предпринимательство). В рамках уголовных дел обыски прошли также у Александра Воробьева, являющегося зятем мэра Улан-Удэ. 

А вскоре был задержан и доставлен в СИЗО владелец и генеральный директор «Фортуны» Вячеслав Пожидаев. Суд по ходатайству следователя определил ему меру пресечения в виде ареста на два месяца. Правоохранители инкриминируют господину Пожидаеву хищение бюджетных средств при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Речь идет о сумме в размере 100 млн рублей, которые выделялись на реконструкцию дороги на ул. Гагарина

Оперативно устраняют недочеты

Недавно депутаты горсовета и МУ «Улан-Удэстройзаказчик» приступили к проверке дорог, отремонтированных в 2020 году в рамках пятилетней гарантии. Одной из первых они осмотрели ул. Воронежскую (1,7 км за 28,2 млн рублей), где ремонт выполняли две подрядные организации: «СКМ Строй» (отвечала за само дорожное полотно) и «Лидер» (за тротуары). 

По словам депутата горсовета Сергея Бурдикова, в минувшем году на этот участок дороги было три контрольных выезда. После первого заменили 300 метров бордюра. 

- Подрядчик отнесся на тот момент ответственно. Были замены, устранения замечаний. После второго выезда «СКМ Строй» исправил замечания по планировке дороги, остановочным карманам. По третьему у нас были замечания по качеству отработки колодцев на проезжей части. Визуально видно, что они до конца не устранены, - сообщает он. 

В этом году проверяющие обнаружили, что в некоторых местах на асфальте появились трещины, да и стыки между тротуарами и проезжей частью выполнены довольно грязно и неаккуратно, беспокоит и качество установки дорожных знаков. Бурдиков отмечает, что при приемке асфальт был в удовлетворительном состоянии. В рамках пятилетнего гарантийного ремонта подрядчик должен устранить выявленные недочеты до 30 июня. 

- Объем претензий к «СКМ Строй» по ул. Воронежской приличный. Часть работ даже недоделана, например, нет тактильной плитки для маломобильных граждан. Ее не было в смете, но из-за этого дорога не соответствует ГОСТу. Стоит сказать, что руководство компании, в отличие от других подрядчиков, приезжало на все проверки, обсуждало замечания, принимало, исправляло. С точки зрения их отношения к работе у нас претензий к ним не было. По срокам сдали хорошо, во время приемки все было приемлемо, - говорит Сергей Бурдиков. 

Аналогичные проверки будут проводиться на всех дорогах как минимум два раза в год. Весной будут выявляться нарушения, а по окончании срока – проверяться их устранение. Так, проверка предстоит на ул. Гагарина (2,9 км), где фирма Нурбекяна работала с ООО «Фортуна», а также «Доринвест». 

- ООО «СКМ Строй» делало часть незапланированных работ по проекту и по смете. Жители просили сделать дополнительный заезд во двор, чтобы вода с проезжей части не затапливала дома. Серьезных замечаний, касающихся покрытия, у подрядчика не было. Работы выполнили в срок, отработали нормально. У них было меньше проблем, чем у «Фортуны» и «Доринвеста», – отмечает депутат. – В проекте ремонта ул. Гагарина не было предусмотрено асфальтирования между трамвайными рельсами, но в ходе ремонта это пришлось сделать. Фактически было очевидно, что это покрытие долго не прослужит. Сейчас покрытие деформируется, но это вряд ли будет устраняться по гарантии. Чтобы устранить недостатки, нужно полностью переложить все шпалы и рельсы. К сожалению, это не удалось синхронизировать, так как у Управления трамвая программа ремонта зависит от финансирования. 

Сергей Бурдиков также проверял ул. Трубачеева (2,02 км за 33,4 млн рублей) в прошлом году. Там, так же как и на Воронежской, заменили бордюры еще до асфальтирования. 

- Не помню, в срок ли была сдана дорога «СКМ Строй», потому что очень долго стояла раскопанная, были бордюры, но асфальтирование делалось долго. Это вопрос к плану-графику работ. В прошлом году в один и тот же момент подрядчики занимались фрезерованием, а фрезеровальных комбайнов было два. Один вышел из строя и возник дефицит, естественно, графики посыпались. Чтобы в этом году такого не было, работы разбили по срокам для каждого подрядчика, этапы будут контролироваться, - делится наш собеседник. 

По словам Сергея Бурдикова, нередко проблемы возникают из-за проектных документаций (ПД), а по многим дорогам есть только сметы работ. 

- Большинство проектов делаются заранее. Иногда проектируют без привязки к местности, по карте, поэтому многое может не учитываться, например, тактильная плитка. В процессе работ все корректируется, иначе дорога не будет соответствовать ГОСТу. Вопросы к ПД есть и в этом году. И качество ПД, которые нам напроектировала якутская компания ООО «ЦАН», с годами не становится лучше. Они выигрывали очень много контрактов в Улан-Удэ, - добавляет депутат. 

Сергей Бурдиков также участвовал в проверке обустройства дворовых территорий в поселках Сокол и Аэропорт, которыми занималась компания «Аэро-Строй», принадлежащая Нурбекяну. У депутатов также было много замечаний, подрядчику даже пришлось переделывать асфальт в целом дворе. 

Вопрос к заказчику

Чтобы узнать, почему проектная документация на ул. Гагарина вызывает негодование у депутатов и подрядчиков, мы обратились в ООО «ЦАН». По словам Милены Смолиной, главного инженера компании, они проектировали только дорогу, а трамвайные пути – другая организация. Но «ЦАН» пришлось связывать проектные решения с проектом трамвайных путей. 

- Гагарина - одна из центральных улиц с высокой интенсивностью движения. По трудности проектирования и проведения инженерных изысканий относится к самой сложной категории, - объясняет она. – Проект трамвайных путей заказчик предоставил нам очень поздно, а должен был выдать в качестве исходных данных до начала проектирования. Поэтому нам пришлось изменять уже разработанную документацию. В первом варианте ПД рельсы ограждались бордюрами. Эти и другие решения проверял «Улан-Удэстройзаказчик». И замечаний не было. Уже в процессе реализации проекта подрядчиком заказчик решил не отделять рельсы бордюром. Так, появился зазор между путями и проезжей частью. Это дополнительные расходы на работы подрядчика и переделку всей ПД проектировщиком. 

Инженер выделяет несколько проблемных моментов, зависящих от заказчика. Это частая смена кураторов объекта, неучтенные в контракте работы по прохождению государственной экспертизы (по просьбе заказчика «ЦАН» получило положительное заключение экспертизы без увеличения цены контракта), а также то, что торги на строительно-монтажные работы состоялись еще до получения ПД положительного заключения госэкспертизы. 

- Отсюда вытекает наболевшая проблема области проектирования дорог – короткие сроки на выполнение, устанавливаемые заказчиком. Разработку ПД необходимо планировать заранее, на несколько лет вперед. Так, для разработки проекта реконструкции или строительства дороги необходимо в среднем 1,5 года, а капитального ремонта – год, - отмечает Милена Смолина. - Грамотное планирование проведения дорожно-строительных работ и своевременная разработка проектной документации исключают проблемы, с которыми мы столкнулись на ул. Гагарина. Например, нам одновременно приходили замечания госэкспертизы и предложения подрядчика с протоколами технического совета заказчика. Хотя должна быть последовательность: изыскания, проект, согласования, экспертиза, рабочая документация, реализация. 

По словам нашей собеседницы, в своей практике они часто сталкиваются с плохо написанными техническими заданиями от заказчика. Понятно, что критерии копируются из контракта в контракт, обновляются только технико-экономические параметры. 

- Нередко в техзадании и цене контракта не предусмотрено согласование проекта с различными структурами, как было на Гагарина. При этом некоторые согласования платные. То есть заказчик предусматривает только стоимость проектирования самой дороги, а все остальное - нет. В настоящее время цена на проектно-изыскательские работы в Улан-Удэ очень низкая по сравнению с другими городами Дальнего Востока, - говорит Милена Смолина. – Часто заказчик в рамках одних работ хочет получить и другие. Например, при «ремонте» делать «капитальный ремонт», при «капремонте» – «реконструкцию». Заказчики также не учитывают при проектно-изыскательских работах проектирование переустройства инженерных сетей, а это занимает много времени и является дополнительной нагрузкой на дорожный фонд. Поэтому успех реализации объекта очень сильно зависит от квалификации заказчика, наличия у него грамотных специалистов. 

Главный инженер «ЦАН» выделяет в Улан-Удэ то, что ПД обязательно согласуют с Фондом инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». А такая забота о гражданах редко встречается в российских городах. 

Выходит, что ООО «СКМ Строй» много лет нарабатывало опыт на текущем ремонте дорог и постепенно перешло к капитальному ремонту. Как экономия в семь миллионов рублей отразится на качестве дорог ул. Комсомольская и Н. Петрова, покажет время. Остается только надеяться, что жесткий план-график, регулярные проверки и пятилетние жесткие гарантии принесут положительные плоды.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях