Прогуливаться по лесу в черте города и внезапно наткнуться на огромный пустырь с пнями - согласитесь, что это шокирующее зрелище?
Вот и у наших читателей такая картина вызвала немало вопросов. Они обратились в редакцию «Информ Полиса», чтобы выяснить, кто и зачем срубил густой лес в таком количестве.
Мы отправились на Верхнюю Березовку, чтобы своими глазами увидеть масштабы проблемы и выяснить все обстоятельства вырубки.
«Лысая» земля
Территория между ипподромом, ДНТ «Лесное» и Этнографическим музеем - излюбленное место улан-удэнцев для прогулок и занятий спортом. Свежий воздух и лес, до которого можно добраться даже на общественном транспорте. И кто бы мог подумать, что чуть ли не единственное место с густым лесным массивом в черте города сможет подвергнуться вырубке?
После неожиданной находки наших читателей мы решили взглянуть на порубленный участок со спутниковой карты. И вправду, нашему взору предстал большой треугольный пустырь, окруженный еловым лесом. Решено - едем смотреть.
Искать это место пришлось не так уж и долго. Проехав по проселочной дороге чуть дальше от трассы, сквозь деревья мы увидели проблески «лысой» земли. Пять минут пешей прогулки, и нас встретила действительно шокирующая картина: множество выкорчеванных пней и пустыня.
Дело в том, что несколько лет назад лакомый кусочек земли в 111 гектаров выделили компании ООО «Диал-С» под строительство многофункционального центра семейного отдыха. А после инвестор вырубил здесь 20 гектаров делового леса, что равняется примерно двум десяткам стандартных футбольных полей.
В свое время эта история получила широкую огласку в республиканских СМИ. Напомним, о чем тогда шла речь.
Большие обещания
Крупный инвестиционный проект предложила региональным властям компания «Диал-С», учредителем которой является предприниматель Лили Размиашвили. Ее фирма обещала крупные вливания в амбициозную затею, всего порядка 245 млн рублей. Правительство взамен выделило землю без торгов (что допустимо), да еще и по льготной плате за аренду - всего 115 тысяч рублей в год.
В то время людей (да и местных властей) обнадежили обещаниями построить уникальный комплекс с горнолыжными трассами и местами для семейного отдыха. Компания даже представила концепцию, в которой фигурировали различные объекты:
- горнолыжные трассы и трассы сноутюбинга,
- пункт проката,
- объекты питания,
- семейный СПА-центр,
- многофункциональные спортивные площадки,
- скейт-парк,
- велосипедные и пешеходные дорожки,
- верёвочный городок,
- зона для проведения торжественных мероприятий,
- гостиничные и другие объекты.
Кстати, Лили Размиашвили тогда заявила, что проект является «зеленым», т. е. вырубка происходит с максимальным сохранением деревьев. И от лица компании пообещала посадить другие насаждения на арендованной земле.
Однако после расторжения инвестиционного договора по решению суда в 2020 году Министерству имущества пришлось судиться с «Диал-С» ещё раз, так как после вырубки территорию не привели в надлежащее состояние.
Да и новых насаждений вместо вырубленных деревьев мы тоже не наблюдаем. Так на сколько же проект был «зеленый»?
Как оказалось, инвестициями компания не занимается, а муж Лили оказался родом из Китая. Да и в деятельности ООО «Диал-С» указана «оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами».
Кстати говоря, жители Бурятии ещё тогда были взволнованы начавшейся вырубкой. Они в буквальном смысле завалили обращениями общественницу Дору Хамаганову и крупные интернет-порталы.
Размиашвили тогда заявила, что под горнолыжные трассы расчистить территорию все же придется. И в итоге компания вырубила 20 гектаров леса (что примерно равняется семи площадям Советов в Улан-Удэ). Что стало со срубленной древесиной, до сих пор доподлинно неизвестно.
Согласно документам, срубили 174 дерева. Однако если оценивать урон природе визуально, то предполагаем, что уничтожили большее количество насаждений. Здесь возникает логический вопрос: где же срубленный кругляк?
Опять на льготах и снова обещания?
Мы сделали несколько запросов в прокуратуру и городское лесничество и ждем ответы на следующие вопросы: получала ли компания разрешение на вырубку? в каком количестве и куда пошел срубленный лес? было ли получено разрешение у Бурприроднадзора на проведение вырубки?
В том же 2020 году, когда было расторгнуто инвестиционное соглашение с «Диал-С», компания успела вступить в программу «Территории опережающего развития». В этот раз Лили Размиашвили вновь хочет вложить крупную сумму (на этот раз 700 млн рублей) и построить таможенно-логистический терминал «Наушки».
Напомним, что «ТОР» имеет ряд льгот: 0 % дохода на прибыль, землю и имущество организации, свободная таможенная зона, сниженный социальный налог.
Однако из-за провального «строительства» центра семейного отдыха (после которого остались пеньки да ухабы) деятельность инвестора по созданию более крупного и стратегически важного объекта вызывает очень много вопросов.
Неудивительно, что за полтора года после вступления в ТОР они все еще не представили проектно-сметную документацию таможенного терминала, ссылаясь, как и многие, на коронавирус.
Вопросы вызывают и действия компании на арендованной территории. Вдруг инвестор снова оставит после себя лишь мечты и чаяния о новом инвестиционном объекте?
Пока нам неизвестно, понес ли инвестор наказание за содеянное на Верхней Березовке. Но, думаем, давно настало время раскрыть подробности этой вырубки и узнать о дальнейшей судьбе древесины.