Зимой 2019-го в Улан-Удэ несколько месяцев не стихало недовольство работой энергетиков. Одни горожане до наступления тепла замерзали в своих квартирах, другие требовали отменить начисления за отрезанные батареи, а третьи жаловались, что платят за отопление в два раза больше, чем должны. Несколько десятков человек даже объединились в движение «Нет произволу ТГК», которое объявило энергокомпании настоящую войну.
В судах борьба велась с переменным успехом. Идти с потребителями на мировую руководство ТГК-14 ни в какую не хотело, хотя горожане взамен на несколько уступок со стороны теплоэнергетиков пообещали отозвать все иски.
На конфликт, который разворачивался на глазах у всего города, даже обратил внимание известный российский писатель, журналист и депутат Госдумы Сергей Шаргунов. Он представляет в нижней палате российского парламента сразу четыре региона, включая Бурятию. На сайте «Свободная пресса», который возглавляет народный избранник, появилась публикация под названием «Большой распил». В ней Шаргунов изложил всю эту историю с демонтированными радиаторами.
Кстати, в конце мая того же года ТГК-14 вроде как решила пойти на попятную и сделать перерасчёт за тепло людям, лишившихся радиаторов – «для снятия социальной напряжённости и выстраивания конструктивных взаимоотношений с потребителями». От действий тепломонополиста пострадали не только жители бурятской столицы, но и кабанского посёлка Каменск.
Власти тогда заверили: энергетики продолжат делать потребителям перерасчёт до 1 января. Пролонгировать его решили на заседании под руководством зампреда по развитию инфраструктуры Евгения Луковникова. В пресс-службе правительства Бурятии пояснили, что по последним данным, только от улан-удэнцев поступило 608 заявлений. Но поскольку некоторые обращались повторно, их общее число составило 562. Большинству – 379 – радиаторы к тому моменту уже подключили.
- Письменное согласие на восстановление приборов отопления дали 89 человек, 94 отказались. В Каменске поступило 337 заявлений по 295 лицевым счетам, – отметили в правительстве.
При этом 239 сельчанам вернули батареи, ещё двое дали письменный отказ. Начисления за тепло пообещали возобновить только после восстановления радиаторов.
Казалось бы, в этой истории поставили точку. Но, как выяснилось, судебные тяжбы продолжаются. Об этом Сергей Шаргунов, недавно прибывший в Бурятию, сообщил в соцсетях. Он провёл личный приём, на котором улан-удэнцы заявили, что до сих пор судятся с теплогенерирующей компанией.
- По закону и по правилам предоставления коммунальных услуг, лишать отопления не имеют права. К людям – чаще всего почему-то зимой – вламывались в дома и «болгарками» спиливали батареи. И оставляли в холоде детей, женщин, стариков. Таких пострадавших многие сотни, если не тысячи... А потом ещё начисляли платежи за отсутствующее тепло, – пишет депутат на своей странице в Facebook. – Год назад сдали назад, но, к сожалению, дальше началась волокита. Множество людей по-прежнему просят, чтобы им вернули тепло.
Парламентарий рассказал об улан-удэнке, которая все деньги тратит на больную дочь – на гемодиализ.
- Из-за небольшой задолженности – около трёх тысяч – семь лет назад к ней ворвались отморозки и разрушили радиаторы отопления. Семь лет без батарей. У другой женщины, совсем пожилой, проходили поминки по брату, двери были открыты. Когда явились «ликвидаторы батарей», она с плачем просила их остановиться хотя бы в этот день. Не помогло: «У нас приказ». Закончилось приездом «скорой». Ещё один житель Улан-Удэ Владимир показывает красные пятна на руках. «Это по всему телу. От плесени и сырости». Показывает фотографии и видео – все стены «однушки» покрыты грибком, расплодившимся после того, как лишили отопления. Лишили в 2017-м. «Мы с матерью воды вскипятим. Нальём её в трёхлитровую банку, обнимаем и греемся».
По словам Сергея Шаргунова, всё это – «обычные люди, наши граждане, живущие предельно скромно». Некоторые из них – безработные, «не всегда успевающие выплатить коммунальную дань, которых за это растоптали».
- По всем этим историям направляю официальные запросы в следственный комитет, прокуратуру и другие инстанции. С чего начинаются права человека? Для многих – с простейшего права не загнуться от холода, – заключил депутат.