С должности главы района Виктора Максимова под громкие аплодисменты комиссии сместила совершенно неожиданный, можно даже сказать, технический кандидат Светлана Шабаршова.
Что к чему
Представителей комиссии наверняка понять можно. Виктор Максимов, выигравший выборы в 2014 году, управлял районом в собственном, отлаженном за долгие годы стиле. Советский человек, 1954 года рождения, проработавший всю молодость в агропромышленном комплексе, очевидно, многим казался представителем уже ушедшей эпохи.
Светлана Шабаршова же среди пяти кандидатов выгодно отличалась молодостью и кое-каким опытом на должности руководителя сельского поселения «Саянтуйское». А также смелостью и задором.
Плюс в том году в районе отменили прямые выборы главы. И впервые они проходили на конкурсной основе. По новым правилам кому доверить управление муниципалитетом, решали не местные жители, а ограниченный круг лиц, контролируемый органами республиканской власти. Речь идёт о специальной комиссии из десяти человек.
Половину «выборщиков» делегировал глава Бурятии. Другая половина – это назначенцы с самого района. Конкурсная комиссия допускала до участия в выборах нескольких кандидатов, а победителя выбирали из их числа уже депутаты райсовета.
Понятно, что от новой власти люди ждали изменений к лучшему. А от Светланы Шабаршовой - ещё и обновления, энергичности, свежести и активности, так присущих порой молодым. Получилось ли у молодого главы района исполнить чаяния жителей Тарбагатайского района? Вопрос открытый. Почему – обсудим далее.
Чиновничьи блага
Как и принято, с приходом нового руководителя кадровые перестановки не заставили себя ждать. Однако качество тех самых назначений вызывает много вопросов, ведь они то и дело ставят под сомнение репутацию главы района.
Например, некоторые госслужащие решили воспользоваться появившимися благами на полную катушку. Сначала они ездили на служебном автомобиле с водителем из бывшей обители Нижнего Саянтуя до администрации Тарбагатайского района по 40 км ежедневно (как говорят местные жители, в этом поселке проживают многие из аппарата управления). Конечно, бюджет района от этого вряд ли затрещал по швам, но эти деньги все же можно было потратить с гораздо большей пользой.
При этом в путевых листах после проверки прокуратуры были обнаружены серьезные нестыковки. Например, водитель указывает, что автомобиль передвигается по поселкам и ДНТ в пределах Тарбагатайского района, а на самом деле оказывается, что он в это время находился в различных районах Улан-Удэ.
Также районные чиновники не указывали в путевых листах, что брали в пользование автомобили во время майских праздников и в выходные дни.
Деньги в огонь
Но на этом оплошности местной администрации не закончились. В 2019 году по иску районной прокуратуры было выписано решение Верховного суда Бурятии об обязании районной администрации по созданию нормативного запаса топлива в отопительный сезон. А для исполнения этого решения в бюджете было предусмотрено 1,3 млн рублей.
Районная администрация заключила три договора на поставку угля. Первые два - в марте 2020 года. По ним поставщики предоставили около 169 тонн угля почти на 500 тысяч рублей. Весь этот уголь был доставлен в поселковую котельную Тарбагатая и в котельную села Солонцы. По сообщению администрации, уголь был израсходован в отопительный сезон.
Однако в середине мая (когда отопительный сезон уже был окончен), администрация вновь закупает 100 тонн угля на 203 тысячи рублей и перевозит его в тарбагатайскую котельную.
Но, видимо, ответственные за хранение угля люди не сочли нужным соблюдать правила хранения, и завезенный уголь под воздействием яркого солнца в июле 2020 года просто-напросто загорается. Несмотря на то что пожарная часть несколько дней подряд выезжала и пыталась спасти нормативные запасы, бюджетные деньги просто сгорели под солнцем.
Безусловно, виновных определили и даже наказали. Но факты откровенного недосмотра, попустительства со стороны администрации района налицо.
Но, как оказалось, это не единственный недосмотр администрации во время отопительного сезона. В 2021 году в районе возникла острая ситуация: закончился уголь (не от того ли, что нормативный запас сгорел летом 2020-го?) и отапливать муниципальные объекты было просто нечем. Ни угля, ни денег на счету у поставщика услуг ООО “Специндустрия” не оказалось, и они объявили представителям администрации, что район отапливаться не будет.
Главе и её заместителям не осталось ничего иного, как завезти уголь под так называемые гарантийные письма (из наших источников мы узнали, что они были выписаны на 630 тысяч рублей). Тут - на секундочку! - нужно сделать пояснения для неискушенных в финансовых вопросах граждан. Гарантийные письма - инструмент очень опасный для бюджетов любых уровней, так как часто несут внеплановые финансовые обязательства, которые потом достаточно трудно исполнять, к тому же этот инструмент часто коррупциогенный.
Похоже, именно это и произошло: деньги не были официально включены в бюджет 2021 года, поэтому администрация не смогла вовремя рассчитаться с кредиторами. Итог этого печален: практически месяц все счета администрации Тарбагатайского района были арестованы. То есть администрация была буквально парализована - она не могла провести ни одной финансовой операции, расплатиться с поставщиками, заплатить за оказанные услуги и прочее.
Все это справедливо вызвало немалый резонанс среди местных жителей, а следственный комитет разбирается по этому вопросу.
Должны, но не исполнили
Много вопросов возникает и по освоению федеральных и республиканских денег.
Первая история касается межевания земли. Еще в 2019 году Росреестр и правительство Бурятии подписали соглашение о выделении средств на проведение комплексных кадастровых работ.
Была выделена субсидия в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» в размере чуть более 12 млн рублей (из них 11,3 млн - из федерального бюджета, из республиканского - чуть больше 700 тысяч и 36 тысяч - из местного).
После многомесячных торгов Тарбагатайский район заключил три контракта на 9,7 млн рублей, но завершить начатое так и не удалось.
Администрация Тарбагатайского района объяснила неисполнение работ в срок (по условиям контракта) достаточно типичной причиной: заболеваемость коронавирусом исполнителей контрактов и сотрудников администрации, ответственных за проведение комплексных кадастровых работ.
Из-за этого проблем на голову свалилось всем. Минимуществу Бурятии пришлось рассматривать вопрос переноса неиспользованных в 2020 году денежных средств на 2021 год, а после выносить на одобрение депутатам Народного Хурала, что опять-таки замедляет процесс.
Понурые итоги
Отметим, что написанное — это только вершина айсберга. Отчетливо видно, что в районе проблем выше крыши. «Заслуги» ли это главы района или её администрации, делать выводы не нам. Очевидно одно: кому-то не хватает собранности в делах, ответственности за жизнь жителей Тарбагатайского района. Надеемся, что вскоре будут сделаны правильные выводы и в районе жестче и серьезнее подойдут к решению важных для района проблем.