В понедельник, 17 мая, в Физкультурно-спортивном комплексе Улан-Удэ с успехом прошёл концерт известного артиста эстрады и юмориста Игоря Маменко.
Артист, прежде всего, славится своим умением с блестящей подачей рассказывать анекдоты и смешные истории. Зрителям Бурятии Маменко известен по выступлениям на телевидении в юмористических передачах «Аншлаг», «Юморина» и «Парад юмора».
Послушать любимого артиста вживую в этот вечер пришла не одна сотня человек.
«Вы не можете себе представить, как я мучился в 41-м. Не дай бог вот так мучиться кому-нибудь, как я в 41-м. Это было некое испытание, посланное свыше. А потом я все-таки пошел и переобулся в 42-й!». С этой шутки юморист начал своё полуторачасовое выступление и сразу же зарядил зал позитивной энергией, держать которую ему удавалось весь концерт. Со сцены звучали анекдоты, рассказывая которые артист на ходу перевоплощался в разных персонажей. Не обошлось и без старых добрых юмористических баек про путешествие тёщи в Африку, пытающегося побороть алкогольную зависимость мужика и автомобиль, который не заводится при запахе перегара.
После выступления нам удалось взять у Игоря Маменко небольшое интервью, в котором он рассказал о свое цирковом прошлом, высказался о современных комиках и поделился своим мнением о том, каким должен быть качественный юмор.
Работал в цирке
Известность к Игорю Маменко пришла в начале 2000-х после его выступления в телепередаче «Аншлаг». Мало кто знает, но до этого 11 лет своей жизни артист проработал акробатом в цирке, а до этого четыре года обучался в училище циркового и эстрадного искусства, где познакомился с будущей супругой, с которой они воспитали двоих сыновей.
- Я работал в отделении цирковых жанров, а именно в акробатике, и учился в училище на отделении цирковых жанров, где готовили артистов цирка. Параллельно с этим у нас было эстрадное отделение, где выпускались, так называемые, эстрадники. Среди них был Ефим Шифрин, в своё время Хазанов его окончил. И именно эстрадники, мои коллеги по цеху, пророчили мне будущее в разговорном жанре, потому что я постоянно шутил и рассказывал анекдоты. Но я мечтал быть похожим на своего папу, который был блестящим акробатом, и занимался акробатикой в поте лица. Но, скажем так, из моих коллег и друзей из цирка никто не удивляется, а все восторгаются и радуются, что я выбрал стезю артиста эстрады, - рассказывает Игорь.
К слову, отец Маменко был кинокаскадёром. Одна из известных картин, в которой он принимал участие - «Человек-амфибия».
- Когда надо было дублировать какого-то артиста и выполнять какие-то трюки, то создатели фильма «методом тыка» выбирали или молодых артистов цирка или спортсменов. Но, как мне рассказывал папа, спортсмены шли неохотно и побаивались, а цирковые артисты были сорвиголова и шли с удовольствием. По поводу оплаты не знаю, но, думаю, что платили за это копейки, - вспоминает юморист. – В фильме «Человек-амфибия» отец с дома на дом перепрыгивает и дублирует героя Коренева в сцене в ресторане, где тот разбивает табуреткой окно и ныряет в него, как бы делая каскадный кульбит. Также дублировал Бориса Андреева в фильме «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Потом был такой фильм «Трубка мира» про индейцев и там эпизодическую роль папа играл. Ему пророчили актёрское будущее, но он был фанат акробатики, что, честно говоря, его и погубило – травмы и в результате тяжёлая болезнь.
«Юмору нельзя научить»
Игорь Маменко считает, что шутить сегодня может абсолютно любой человек, но вот делать это с особой подачей – могут только профессионалы. В качестве примера он привёл Романа Карцева, Геннадия Хазанова и Владимира Винокура.
- Перед выступлением я ничем не вдохновляюсь, потому что считаю себя профессионалом. Я не работаю спустя рукава независимо от количества зрителей в зале и от того, как меня принимают. Старая закалка сказалась. Считаю, что надо выйти и отработать в любом состоянии, и я стараюсь всегда работать на 100%. А после успешного концерта у меня чувство близкое к эйфории. Если концерт удачно прошёл, на душе птички поют. Через пару часов это состояние немножко спадает, а первое ощущение – фантастическое, и оно не пропадает, - с улыбкой говорит артист.
Нельзя было не узнать у человека, который относится к «старой гвардии» отечественных юмористов, его отношение к современному жанру юмора, такому как стендап. Заодно Игорь Маменко поделился своим мнением о том, как можно шутить на сцене, а как не стоит.
- Несмотря на то, что сейчас в юморе практически нет цензуры, какая-то грань всё равно должна быть. Я не приветствую ненормативную лексику на широкого зрителя на телевидении. Я бы сказал, что это лёгкое смехоизвлечение. Я всегда считал так: когда ты выходишь на сцену и рассказываешь байку, сказку, притчу – ты артист, ты должен выступать и делать это лучше, чем обыватель, а не просто произносить шутки и, тем более, ненормативную лексику, - считает юморист. - Если человек действительно блестящий импровизатор, если работает практически без заготовок, честь ему и хвала, конечно. Они (стендап-комики – прим. авт.) импровизаторы – безусловно. Я тоже импровизатор и я знаю людей, которые не работают в таких жанрах, но по жизни импровизаторы. Что касается их подачи, то я не в восторге, если честно. Просто лишь бы пошутить и любым образом вызвать смех, вплоть до мата, лишь бы народ смеялся. Народ тоже разный бывает.
И в качестве итога нашей беседы стал ответ на такой вопрос: юмор – это дар человеку с рождения или ему можно научить любого?
- Юмору нельзя научить, это однозначно должно быть в человеке от рождения. Развивать можно, - уверен Игорь Маменко. - Если человек от рождения имеет блестящее чувство юмора, то ему нужна какая-то публика - свои слушатели, которыми могут быть друзья. И желательно иметь друга с чувством юмора, и тогда они друг друга будут подпитывать, шутить друг с другом. Это может дать блестящий результат.
За помощь в организации интервью с артистом выражаем благодарность Sibkassa.ru.
Знак информационной продукции 16+