В редакцию «Информ Полиса» обратился 86-летний житель Кяхтинского района. Пенсионер уже 60 лет живёт в аварийном доме, мечтает построить новый, но не может получить лес для его строительства, уверяя, что вправе осуществить это по закону.
Уже почти десять лет пожилой мужчина обивает пороги районной администрации, лесхоза, прокуратуры и Народного Хурала. Дело дошло даже до администрации президента, однако лес пенсионер так и не получил.
«Если желаешь, можешь построить дом»
Степан Антонович Якимов живёт в посёлке Хоронхой Кяхтинского района, что в 40 километрах от райцентра. В прошлом пенсионер – простой работяга на лесозаготовительном пункте, бригадир-электрик и др. В 2003 году Степан Антонович заболел раком, врачи спасли ему жизнь, но для этого пришлось удалить одну почку. После этого здоровье пенсионера сильно пошатнулось.
- Всё время болею, но держусь. И сердце болит, и ноги болят, и спина. Живого места нет, так сказать. После операции сразу дали вторую группу инвалидности, - рассказывает он.
Опираясь на два костыля, пожилой мужчина встретил нас на пороге своего старенького дома, который он собственными руками построил ещё в далёком 1960 году. Сегодня это жильё в аварийном состоянии.
- Я купил его в Окино-Ключах, это был дом двухсотлетней давности. Перевёз, всё старое заменил. А сегодня надо и оклад менять, и крышу. В 2005 году у меня умерла жена. Единственный сын жил в Улан-Удэ, но я сильно заболел, мне требовалось постоянное наблюдение. Он с семьёй переехал ко мне, потому что здесь была хорошая больница. А потом её закрыли. Вызвать скорую - проблема. В Кяхту звоню - у них то бензина нет, то машин не хватает. И я вынужден был просить однокомнатную квартиру в Кяхте, - сдерживая слёзы, вспоминает Степан Антонович.
С этим вопросом в 2010 году житель Хоронхоя отправился в администрацию Кяхты, где его поставили на учёт как нуждающегося в жилье. Через некоторое время пенсионер попал на приём к главе администрации Кяхты Евгению Степанову, который развёл руками и сказал, что ничем помочь не может.
- Он сказал, что квартир сейчас нет, но если желаешь, то можешь построить дом. Я отвечаю, что у меня на это нет средств. А Степанов сказал так: землю и лес мы тебе дадим, водопровод и электричество подведём, дорогу проделаем, и всё бесплатно. Я посоветовался с сыном, он был не против, и мы решили, что все силы бросим на заготовку леса и строительство дома. Сын для этого дела взял ссуду, - говорит Степан Антонович.
Далее, с его слов, глава Кяхты дал распоряжение на выписку 300 кубометров леса, а глава района подписал приказ о выделении земли для участка. Пожилой мужчина занялся сбором и оформлением необходимых документов. В 2012 году он подал заявление в лесхоз, где ему на бумаге выписали 300 кубов строительного леса и столько же дровяного. Пенсионер стал спокойно ждать обещанного. Но дальше начались его хождения по мукам.
«Нам до лампочки»
Степан Антонович на минуту прервал свой рассказ, ушёл в другую комнату и принёс оттуда большой пакет, под завязку наполненный бумагами. Все листы аккуратно уложены в файлы. Здесь собраны все заявления за десять лет, которые он подавал то в район, то в прокуратуру, то в Хурал. Здесь же хранятся и отписки почти на каждое из них. Пенсионер разложил всё на столе и стал перебирать бумаги. По ним он помнит всю историю – когда, к кому, зачем обращался и какой получал ответ.
Итак, обо всём по порядку. Спустя год после того, как Степану Якимову выписали лес, он пришёл в лесхоз и поинтересовался, где ему отведут деляну, на что поступил ответ – леса нет.
- Я им говорю, что я инвалид, мне дали все документы, я имею право получить этот лес. Мне ответили: «Мы на это не обращаем внимания». Нам, говорят, «до лампочки», и велели приходить через год. Я ждал ещё год. Пришёл туда, там мне снова дают ответ, что леса нет, - вздыхает Степан Антонович. - Я написал обращение к Бляхеру (Леонид Бляхер, депутат Народного Хурала, умер в 2015 году. – Прим. авт.), тот передал его Попову (Александр Попов, глава комитета Народного Хурала по земельным вопросам, умер в 2021 году. – Прим. авт.), оттуда оно поступило руководству лесного хозяйства республики, где дали ответ, что с лесом сейчас трудно, что в Кяхтинском районе 215 человек – многодетных и инвалидов - нуждаются в лесе и всех обслужить невозможно. Дали телефоны и сказали: ищи лес сам по всей республике.
Пенсионер обзвонил чуть не все районы Бурятии, но всюду был ответ: нет лимита. Причина такова, что лес по документам выписан для получения именно в Кяхтинском районе, а получить его в ином месте нельзя.
Залез в долги
Помочь Степану Якимову после его обращения в Народный Хурал вызвался депутат Анатолий Кушнарёв. Он обратился со всеми вопросами в Министерство соцзащиты, но получил отрицательный ответ, поскольку Минсоцзащиты не уполномочено решать вопросы, связанные с лесом, без соответствующих указаний.
- Есть 17-я статья (ст. 17 ФЗ 181 «Обеспечение инвалидов жильем». - Прим. авт.), согласно которой должны были издать приказ, чтобы выдать мне лес. Я написал заявление в прокуратуру. Они приехали, даже документы не проверили, словесно со мной побеседовали и сказали, что нарушений не нашли, - рассказывает пожилой человек, перебирая на столе листы бумаг. – После этого я сам съездил в Хурал, написал от руки всё, как есть. Оттуда меня отправили в нашу районную прокуратуру, а из прокуратуры - в администрацию. В итоге мне согласились выделить не 300 кубов, а 200. При этом за лесоотвод необходимо было заплатить 150 тысяч рублей, за сам лес – 70. А у меня, пенсионера, таких денег не было.
Выходом из этой запутанной ситуации Степан Якимов видел только в обращении к президенту. Недолго думая, он написал письмо в Аппарат правительства РФ, откуда, по его словам, поступил ответ в Минсельхоз Бурятии о том, что он может в полной мере использовать своё право на получение леса. Однако на этом дело застопорилось.
- Мне пообещали дать лес в Кударинской зоне в двухстах километрах от Хоронхоя. Я согласился. Связался с ребятами, кто занимается лесом, они съездили туда, посмотрели и сказали, что этот лес не годен для строительства, - разводит руками пенсионер.
По итогу всей этой длинной истории Степан Антонович так и не получил долгожданный лес. На участке, выделенном ему в Кяхте под строительство дома, он построил дачу. Для этого пришлось залезть в долги почти на 600 тысяч рублей.
- Я не теряю надежды получить этот лес. Потому что те люди, у кого я занял денег, были не против, чтобы я отдал им долг лесом. Я так и думал – получу лес и рассчитаюсь с ними. А сейчас они считают, что я их обманул. Ну, сын взял ссуду, и пришлось деньгами отдавать, - вздыхает Степан Антонович.
Был такой закон
Глава администрации МО «Город Кяхта» Евгений Степанов подтвердил, что более десяти лет назад Степан Якимов действительно стоял в очереди на жильё. А вот получить лес не смог из-за утратившего силу закона. И теперь приобрести заветные 300 кубов уже вряд ли сможет.
- Степан Антонович состоял у нас в очереди как нуждающийся. Он имеет кяхтинскую прописку. В своё время, когда он получил бесплатный земельный участок, в соответствии с законом он был снят с очереди как нуждающийся, - пояснил Евгений Степанов. – Речь здесь идёт о законе о бесплатном предоставлении малоимущим гражданам 300 кубов леса для строительства. Но сегодня закон уже не действует.
Действительно, в Бурятии с 2010 по 2014 год действовал такой закон, позволяющий бесплатно получить 300 кубометров леса для строительства. По информации Республиканского агентства лесного хозяйства, за это время осуществить своё право на получение леса смогли более двух тысяч жителей Бурятии, на эти нужды ушло более 600 тысяч кубометров древесины. Позже вместо 300 кубов стали выдавать 200 и получить их мог не только малоимущий житель республики.
Однако в 2014 году этот закон отменили. Власти объяснили это тем, что он шёл вразрез с федеральным законом, гласящим о том, что выдавать лес в стране разрешается только на строительство. В Бурятии же среди жителей появилась практика обменивать полученную древесину у частных предпринимателей на готовые строительные материалы.