полицейские
4970
2

Молодому полицейскому из Бурятии грозит три года колонии за побои, но в его вину никто не верит

Близкие уверены, что более опытные коллеги сделали его «козлом отпущения»

Фото: Евгений Коноплёв

Мы рассказывали эту историю прошлым летом. 23-летний Эрдэм (настоящее имя героя публикации - прим. ред.) из Курумкана потратил пять лет своей жизни на обучение в Дальневосточном юридическом институте МВД России, потому что был уверен: работа полицейским – одна из самых справедливых и перспективных. Но уже через две недели службы в органах он сам столкнулся с несправедливостью – нашего земляка уволили «за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел» и даже возбудили уголовное дело из-за того, что он якобы нанёс побои предполагаемому преступнику с целью выбить показания.

Парень уверен: его оклеветали. Да и сам потерпевший утверждает, что избили его совсем другие люди – хотя изначально давал показания не в пользу Эрдэма.  

Роковой квадроцикл

Вкратце напомним, с чего всё началось. 3 сентября 2019-го у жителя одного из маленьких курумканских сёл, где всего-навсего пять дворов, украли дорогой квадроцикл за 750 тысяч рублей. На место выехала оперативно-следственная группа (ОСГ) из уже опытных и имеющих приличный стаж работы участкового, следователя и оперуполномоченного. С ними на задание отправился и Эрдэм. Сразу стоит отметить, что он в эту СОГ не входил, поскольку на тот момент у молодого полицейского не было ни должностной инструкции, ни служебного удостоверения.

Под подозрение в краже сразу попал местный житель. Свою вину он отрицал. И, чтобы выбить признательные показания, правоохранители начали избивать мужчину. Эрдэм во всём этом не участвовал – он просто сделал подсечку во время погони и, когда предполагаемый вор упал на землю, надел на него наручники.

Позже сестра избитого напишет заявление в полицию, сельчанина, которого подозревали в похищении квадроцикла, признают потерпевшим, а крайним в этой истории сделают неопытного оперуполномоченного.

Когда заявление об избиении поступило в правоохранительные органы, один из уже бывших коллег подошёл к Эрдэму и заявил, что ему как самому молодому нужно взять вину на себя – дескать, у остальных семьи и всё такое. А когда юноша отказался, сослуживцы стали оказывать на него давление и угрожать реальным сроком. Потом и сам потерпевший, видимо, испугавшись за своё будущее, заявил в следственном комитете, что побои ему наносил именно Эрдэм. Закончилось всё уголовным делом.

«Этот случай всю дорогу ему закрывает»

В июле 2020-го Эрдэма восстановили на работе по решению Верховного суда Бурятии – правда, ненадолго. МВД его оспорило, и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово постановил уволить парня из органов внутренних дел. А 12 мая 2021-го нашему земляку вынесли приговор по делу об избиении – ему дали три года колонии. Время на обжалование ещё есть. Адвокат уже подал апелляцию.

Следствие велось почти два года и за это время сменилось аж семь следователей. Близкие Эрдэма уверены: более опытные сотрудники полиции просто договорились между собой и решили свалить вину на молодого коллегу. Родные написали письмо уполномоченному по правам человека в Бурятии Юлии Жамбаловой. Они хотят провести проверку объективности расследования и выяснить, состоят ли участники дела в родственных отношениях с сотрудниками прокуратуры и следственного комитета.

- С самого начала уголовного дела они решили свалить вину на молодого сотрудника и, дав показания против него, выйти сухими из воды. Так и получилось. Продолжают работать в органах, никакого наказания не понесли, – недоумевает мать Эрдэма Эржэн Шоботкина. – Об этом знает весь район, потому что эти сотрудники ранее уже применяли насилие к другим людям. Просто на них никто не жаловался. Все боятся. Полагаю, уйти от ответственности им помогли хорошие связи в прокуратуре и следственном комитете Бурятии.

По словам Эржэн Шоботкиной, потерпевший сначала оговорил её сына, поскольку сотрудники полиции пригрозили, что закроют его в тюрьме. А когда он сказал, как всё было на самом деле, суд это во внимание почему-то не принял.

- Суд по непонятной причине взял только первоначальные показания, которые потерпевший дал под давлением, – отмечает наша собеседница. – Сын вообще не ожидал такого, он ни в чём не виноват. Да, действительно надел наручники и применил «подсечку», но сделал это по приказу старшего уполномоченного. Он не мог не исполнять приказы старших по группе, потому что проработал только две недели до этого случая. И вышло так, что, проработав пару недель, он заставил всех сотрудников полиции подчиниться ему, руководил группой, задержал, избил и доставил потерпевшего в отдел… Возникает вопрос – а почему остальные не пресекли его действия, если это так?

Адвокат Эдуард Жанчипов, защищающий молодого человека в суде, полагает, что расследование было необъективным. По его словам, в деле много несостыковок, а свидетели меняют свои показания. Многие из них суд не взял в основу.

А ещё у мамы обвиняемого есть запись разговора с участковым, где он заявляет, что изначально хотел взять вину на себя, но не взял. Приобщать к материалам дела её отказались.

- Всё это свидетельствует о запланированной в отношении моего сына акции по признанию его виновным, – чтобы от ответственности ушли лица, имеющие связи, – отмечает Эржэн Шоботкина. – Все характеристики сына с места учёбы  положительные, он никогда не получал замечаний ни по учёбе, ни по дисциплине, окончил институт с отметками «хорошо» и «отлично». Ему предлагали преподавательскую деятельность. А этот случай всю дорогу ему закрывает. Все в нашем районе, в селе шокированы таким приговором. Люди ещё верят, что правда восторжествует – именно так и должно быть. В его вину не верит никто – ни друзья, ни преподаватели университета.

Обращения в генеральную и республиканскую прокуратуру и к президенту России спускаются в прокуратуру района, где дают один ответ – всё решит суд. Но на него надежды у отчаявшейся женщины уже нет.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях